Чему бизнес-лидеры могут поучиться у пчел
Источник: Rusbase
Предприниматель и автор книги «Метод тыквы. Как стать лидером в своей нише без бюджета» (The Pumpkin Plan: A Simple Strategy to Grow a Remarkable Business in Any Field) Майк Микаловиц (Mike Michalowicz) поделился историей о том, как обычные пчелы помогли ему получить ценный урок о ведении бизнеса.
Однажды я ехал в машине и слушал радио. Мне попалась передача, в которой рассказывалось о том, как пчелы выполняют свою работу. Меня очень впечатлило, как быстро и легко могут расти колонии пчел. Вы наверняка сами это замечали — сегодня у вашего окна жужжит одна пчелка, а через день под ним появляется улей. Как же им это удается?
Каждая пчела знает, что она всегда должна выполнять две задачи. В первую очередь — защищать пчелиную матку из-за роли, которую та выполняет. А потом уже заниматься основными пчелиными обязанностями. Благодаря такой расстановке приоритетов пчелиный «бизнес» растет легко и быстро.
Вот как работает колония пчел:
- В улье есть матка, которая должна откладывать яйца. Это ее «королевская роль». Если она не будет ее выполнять, то весь улей окажется в опасности.
- Каждая пчела понимает, что для процветания улья нужно, чтобы матка откладывала яйца, поэтому ее тщательно оберегают. Королеву улья кормят и защищают. Она ни на что не отвлекается и занимается своим делом.
- Но не стоит ошибочно предполагать, что пчелиная матка — самый важный элемент колонии. Важнее всего — роль, которую она выполняет. Если матка погибнет или не сможет отложить яйца, колония тут же найдет новую, чтобы выполнялась самая важная задача в улье.
- Если за маткой хорошо ухаживают, пчелы могут заняться другими, основными задачами. Например, могут отправиться на поиски пищи, заботиться о яйцах и личинках, поддерживать температуру или защищать улей.
Меня осенило: я понял, что если уделять максимум внимания «королевской роли», то можно значительно улучшить бизнес и жизнь любого предпринимателя. Я решил сразу же проверить эту теорию на практике с Синди Томасон (Cyndi Thomason), предпринимательницей, которую обучаю вот уже несколько лет.
Я помогал Синди развивать компанию Surge, и она добилась неплохих результатов. Но возникли и проблемы: у Синди появилось слишком много обязанностей, и она едва с ними справлялась. Она постоянно работала и все равно не могла удовлетворить спрос.
Когда я спросил у нее, в чем заключается ее «королевская роль», Синди ответила на сразу. Мы обсудили дела и пришли к выводу, что самое главное в ее компании — это тесное общение с клиентами.
«Когда я говорю с клиентами по тому или иному поводу, я всегда помогаю им разобраться в ситуации и вернуть уверенность в себе, — рассказала Синди. — Я их успокаиваю. Такое общение помогает не сбиваться с пути».
Синди заметила, что когда она не общалась с клиентами, то ее прибыль значительно падала. Стоило только снова связаться с клиентами, как она возрастала. Так она поняла, что коммуникация является ключевым фактором успеха ее бизнеса.
Определите, от какого занятия зависит успех вашей компании. Оно и будет вашей «королевской ролью».
«Сколько времени ты тратишь на выполнение "королевской роли" за 40-часовую неделю?», — спросил я Синди. Повисла долгая пауза. Не такая пауза, которую выдерживают, чтобы продумать ответ. А такая, когда ты сразу знаешь ответ, но тебе неловко его сообщить. «Где-то два часа», — наконец ответила Синди.
Два часа из сорока. Всего 5% рабочего времени на выполнение самой важной задачи для бизнеса! А ведь еще стоит учесть, что Синди наверняка работает больше 40 часов в неделю (как и вы). 5% времени — на самое важное дело, а 95% — на работу с документами, сотрудниками и прочие рабочие занятия. Когда у нее появилось больше работников, легче не стало — Синди все равно принимала все решения самостоятельно. Ей постоянно нужно было работать и отвечать на бесконечное количество вопросов от людей, которые должны были выполнять за нее работу. Рабочих рук было много, а вот мозг был один — Синди. В итоге расширение компании принесло только еще больше стресса. Знакомая ситуация?
После того как мы определили «королевскую роль» Синди, мы решили все поменять. Теперь Синди должна была защищать свою роль любой ценой. Она сообщила своей команде, насколько важно для бизнеса общение с клиентами, и даже повесила на дверь своего кабинета огромный символ мира, чтобы напоминать сотрудникам об основной цели компании. Затем Синди передала все сторонние дела, а принятие решений поручила сотрудникам. Тогда она обнаружила проблему, которая сильно отвлекала ее от выполнения «королевской роли» — у нее был клиент, который вечно был всем недоволен. Отказавшись от него, Синди смогла ее решить.
Через три месяца я решил узнать, как дела у Синди.
«Ты не поверишь, но мы растем быстрее, чем когда-либо, а бизнес идет гладко, — сказала она. — И знаешь еще что? На прошлой неделе я все выходные занималась садом».
Садоводство — это ее любимое хобби, но из-за загруженности на работе она не могла уделять ему время. Теперь у нее снова появилось время на выходных. Синди вернулась к нормальной жизни, а ее бизнес процветает.
По материалам "What Business Leaders Can Learn from Honeybees", Medium.
Иллюстрация: Diyana Dimitrova / Shutterstock.com
|