10 заблуждений о лидерстве, в которые до сих пор верят умные люди
Источник: HR-Portal
Закройте свои глаза и представьте себе лидера. Что вы видите? Вы видите политика, генерального директора или полководца? Легко понять, почему именно такие типажи приходят к нам на ум. Лидеры зачастую рассматриваются как решительные, умные и коммуникабельные люди. В некоторых случаях лидеры могут даже пугать.
Проблема такого образа заключается в том, что он предполагает, что лидер — это агрессивный и авторитарный человек, что может привести к тому, что некоторые потенциально сильные лидеры не смогут раскрыться на своих лидерских ролях и продемонстрировать весь свой потенциал. Легко начать заблуждаться и неправильно интерпретировать, кто является лидером, а кто — нет.
Держа эту мысль в голове, давайте попробуем определить 10 наиболее популярных мифов о лидерстве, чтобы вы могли открыть для себя новые возможности и начать эффективно управлять своей командой.
1. Предпринимательское лидерство
Существует предположение, что все предприниматели являются врождёнными лидерами. Реальность же заключается в том, что сам факт наличия у вас фантастической и своевременной идеи вовсе не означает, что вы способны организовать, управлять и масштабировать этот бизнес — даже если его стоимость будет оцениваться миллионами долларов.
Даже несмотря на то, что вы являетесь «основателем» своего бизнеса, это вовсе не доказывает, что вы автоматически находитесь в лучшей позиции для того, чтобы стать его лидером. Лидерство никак не связано с должностными обязанностями. Лидерство означает иметь собственный взгляд и уметь заставлять других верить в него; это означает развивать таланты, выслушивать и влиять на других людей. Все эти качества могут исходить от человека, нанятого со стороны, поэтому ваша компания на самых низких уровнях может поступить ровно так же, как компания LinkedIn поступила с Джеффом Вайнером.
Если вы не чувствуете, что обладаете сильными лидерскими качествами, то лучше всего оставить свое эго за дверью и доверить бразды правления компанией человеку, который обладает лучшими навыками лидера.
2. Лидеры не могут демонстрировать слабость
Пожалуй, одним из наиболее распространённых мифов является убеждение в том, что лидеры, вне зависимости от конкретной ситуации, должны обороняться и стоять на своём. Если они признают свою ошибку, изменяют направление своего движения или прислушиваются к другим, то это верный признак их слабости. Разумеется, всё это не имеет ничего общего с правдой.
Сильные лидеры берут ответственность за свои ошибки, чтобы они могли извлечь из них уроки. Они прислушиваются к обратной связи, даже если она негативная. У них нет ответов на все вопросы. И они демонстрируют свою человечность, заботясь о своих сотрудниках и прислушиваясь к ним.
3. Прекрасный лидер холоден, жесток и всесилен
Я уверен, что на определённом этапе своей карьеры вам пришлось работать с лидером-всезнайкой. Они ведут себя жёстко, преувеличивают свои заслуги и отделяют себя от остальной части команды. А теперь подумайте о своей производительности под руководством этого человека. Держу пари, что вы были далеко не так уж продуктивны и мотивированы, как могли бы быть, не так ли?
Сотрудники хотят, чтобы их лидеры искренне о них заботились. Они хотят, чтобы их уважали. Кроме того, любой сотрудник хочет, чтобы его мысли и жалобы были услышаны. Лучший способ отточить такие лидерские навыки — это поработать над вашим эмоциональным интеллектом. Повышение уровня вашего эмоционального интеллекта поможет вам улучшить ваши самосознание, сочувствие и коммуникативные навыки. В результате вы сможете выстроить крепкие взаимоотношения со своей командой.
4. Лидеры-экстраверты справляются лучше
Каковы различия между экстравертами и интровертами? Большинство людей убеждены, что экстраверсия выражается в том, как люди ведут себя в социальных условиях. Считается, что экстраверты более коммуникабельны и уверенны в себе. Интровертов же считают скромными и замкнутыми. Так или иначе, экстраверсия или интроверсия куда больше выражаются в том, как мы воспринимаем информацию.
Экстраверты работают над решением проблем путём их обсуждения и поиска советов и мнений у других людей. Интроверты же обрабатывают мысли и конфликты внутри собственного разума. В связи с такими различиями не должно быть ничего удивительного в том, что экстравертов считают лучшими лидерами. Ведь быть лидером означает взаимодействовать с другими людьми, не так ли?
Реальность же заключается в том, что далеко не все экстраверты являются прирождёнными лидерами. Множество успешных личностей, вроде Уоррена Баффета, Билла Гейтса, Барака Обамы и Мариссы Мейер, являются интровертами. Лишь факт того, что вы не являетесь начальником отдела или вам не очень комфортно в толпе, вовсе не свидетельствует о том, что вы должны занижать свою ценность. Вы по-прежнему способны обладать нужными лидерскими навыками, чтобы вдохновлять других людей.
5. Для развития лидерских навыков нужно слишком много времени
Как и с любым другим ценным навыком, для развития лидерских качеств нужно время. Фраза «у меня нет времени» — это плохая отговорка. У всех нас в сутках всего 24 часа. И у нас всех есть масса других дел. Однако каким-то образом множество других лидеров могут улучшать свои лидерские навыки, не видя в этом никакой проблемы.
Проблема заключается вовсе не в том, что в сутках слишком мало часов. Проблема в том, что вы не умеете правильно управлять своим временем. Например, если вы будете вставать на 30 минут раньше, будете группировать связанную между собой работу, а неважные задачи будете делегировать другим людям, то это принесёт вам дополнительное время. Вы можете использовать высвободившееся время на чтение, прослушивание курса или работу с коучем или наставником.
6. Лидерство — синоним менеджмента
Предположение, что лидерство — синоним хорошего менеджмента, это ещё один распространённый миф о лидерстве. Адекватное руководство далеко не всегда объясняется хорошим руководителем. Существуют другие объяснимые и значительные различия между этими двумя ролями:
- Лидеры создают видение; менеджеры устанавливают цели.
- Менеджеры поддерживают статус-кво, в то время как лидеры являются вестниками перемен.
- Лидеры знают себя, они уникальны. Менеджеры копируют других и адаптируют чужие лидерские стили.
- Менеджеры контролируют или избегают риски и проблемы, в то время как лидеры сами идут на риск.
- Лидеры концентрируются на глобальной картине. Менеджеры работают над краткосрочными целями.
- Лидеры каждый день обучаются чему-то новому; менеджеры полагаются на таланты, которые у них уже есть.
- Менеджеры строят системы, лидеры строят взаимоотношения.
- Лидеры наставляют; менеджеры дают задачи и указания.
- У менеджеров есть сотрудники. У лидеров, с другой стороны, есть преданные сторонники.
Если у вас есть команда со множеством сложных целей, важно понимать разницу между лидерством и менеджментом. В зависимости от этих различий, вы сможете развивать либо свои лидерские навыки, либо навыки менеджмента. Кроме того, вы сможете рассмотреть вариант привлечения в команду человека, который смог бы восполнить дефицит каких-то навыков.
7. Все лидеры — первопроходцы
Быть первопроходцем не обязательно предполагает что-то плохое. В конце концов, первопроходцы амбициозны, готовы к соперничеству, способны рассчитывать риски и ориентированы на достижение целей. В то же время они независимы и являются движущей силой своего бизнеса. Независимость и движение могут усложнить работу с другими людьми.
Например, пока вы занимаетесь впечатлением клиентов, инвесторов и покупателей путём выступлений и демонстраций, заниматься сплочением команды может оказаться некому. И хотя первопроходцы определённо знают, как привлечь людей при помощи своего видения, лидеры знают, когда нужно сделать шаг назад. Настоящий лидер или менеджер определит талант и рабочие моменты своей команды, чтобы каждый её член работал над общей миссией.
8. Члены моей команды всегда говорят мне правду
Возможно, ваши сотрудники не врут вам напропалую. Однако велика вероятность, что члены вашей команды говорят вам полуправду, особенно, если вы сложный человек. Вы можете быть непростым, эмоционально истощённым человеком, поэтому легко понять, почему вы испытываете проблемы с лидерством. Если работник делится с вами плохими новостями, а вы срываетесь на него, так почему он поступит так же в следующий раз?
У ваших сотрудников должна быть возможность быть на 100% честными с вами, но, если вы наказываете их, как думаете, повторят ли они свою ошибку во второй раз? Не всегда легко слышать правду. Но, если у вас не будет информации, вы не сможете ни принимать информированные решения, ни расти в роли лидера.
Чтобы поощрить свою команду говорить вам правду, займитесь построением культуры спокойствия, в рамках которой вы контролируете свои эмоции. Более того, концентрируйте в такие моменты внимание на том, что делать дальше, вместо того, чтобы обвинять окружающих и давать им вторые шансы. Упростите процесс получения и предоставления обратной связи. Подумайте над тем, чтобы провести онлайн-опрос с привлечением третьей стороны. Когда у вас появится сторонний источник, который мог бы дать несколько «советов» вашей компании с гарантией анонимности, то члены вашей команды не будут бояться последствий выражения своего мнения.
9. Лучшие лидеры готовы засучить рукава и запачкать свои руки
Очевидно, что выражение «запачкать свои руки» не означает, что вы будете скрываться в своём офисе. Настанут времена, когда вам придётся работать плечом к плечу со своими сотрудниками. Будучи лидером, вы должны в основном концентрироваться на таких задачах, как принятие решений, расстановка приоритетов и распределение обязанностей. Задачи, не относящиеся к лидерству, должны быть автоматизированы, делегированы или отданы на аутсорс, чтобы вы не тратили свои ментальные и физические ресурсы.
Помните, что вы должны вести людей своей работой, а не ставя приоритеты остальных выше своих собственных.
10. Лидеры всегда должны быть в «рабочем режиме»
И наконец, существует распространённое убеждение, что лидеры должны быть в «рабочем режиме» 24/7/365. Истина же заключается в том, что каждый человек, вне зависимости от лидерской должности, должен делать перерыв в своей работе. Проверка вашей электронной почты на выходных или во время отпуска — это гарантированный способ добиться выгорания.
Вам нужно проводить время за пределами рабочих задач, чтобы подумать и сконцентрироваться на том, что действительно имеет значение, например, на проведении времени со своей семьёй, на занятии спортом или на обучении чему-то новому. Когда вы делаете перерывы, вы очищаете свой разум и снимаете стресс. В результате вы становитесь более энергичными, сконцентрированными и креативными лидерами.
По материалам "10 Popular Myths About Leadership and How to Overcome Them", Entrepreneur.
Перевод: Артемий Кайдаш.
Иллюстрация: Resource Performance Management
|