ИНСАЙТЫ | Психология CEO 24 ноября 2014 г.

Нарциссы среди топ-менеджеров:
как их узнать и понять

Автор: Евгения Чернега
Источник: "&.СТРАТЕГИИ"

Какой тип личности преобладает среди топ-менеджеров и СЕО? По каким проявлениям понять, что ваш босс или бизнес-партнер относится к нарциссам, и как с ним лучше взаимодействовать.

Нарциссы среди топ-менеджеров: как их узнать и понять
Иллюстрация: Shutterstock
Хорошо ли вы разбираетесь в людях? Как вы понимаете, что за человек перед вами? В психологии существует множество подходов к диагностике личности. Для выбора подходящего сначала нужно определить задачи, для которых проводится диагноз характера.

Крупные западные компании при подборе сотрудников используют, как правило, типологию личности Майерс-Бриггс (MBTI). Этот подход обобщает индивидуально-психологические характеристики конкретного индивида и описывает его поведение в социуме. Он удобен в применении, не требует глубоких знаний психологии, и его освоение доступно большинству образованных людей. В то же время, когда речь идет о топ-менеджерах, лидерах и СЕО компаний, такой типологии становится недостаточно, потому что на этом уровне за принадлежностью данного человека к определенному социотипу важно также увидеть и глубинную структуру его личности.

Две оси характера

В индивидуальной психологии часто используют психоаналитическую модель понимания структуры личности. Каждый человек обладает определенным типом организации характера, которому свойствен набор защитных механизмов, импульсов и тревог. Когда индивид сталкивается со стрессовой ситуацией, превосходящей его адаптационные возможности, тип организации его характера обуславливает чувства, мысли и поведение.

Одна из ведущих современных психоаналитиков Нэнси Мак-Вильямс рассказывает о своем друге, который делит людей на две категории: психи и непсихи. Однако психоаналитическая теория предполагает, что все мы в некоторой степени иррациональны. При этом важно понимать, в чем именно и в какой мере. В своей книге «Психоаналитическая диагностика» Мак-Вильямс описывает структуру характера двумя осями, отвечающими на два вопроса: Насколько психи? В чем конкретно психи?

Первая ось показывает степень патологии — психотический, пограничный, невротический или нормальный уровень. Вторая ось отражает тип характера человека — параноидный, депрессивный, маниакальный, шизоидный, нарциссический, обсессивный, компульсивный, диссоциативный, истерический или психопатический. Считается, что у каждого человека в характере преобладает один ведущий радикал, а также существуют два вспомогательных.

В данном материале речь пойдет о второй оси, но для целостности картины нужно понимать, как она взаимодействует с первой. Несколько слов об этом. Чем ниже уровень развития личностной организации по первой оси, тем хуже человек способен узнавать, осознавать и обходиться со своими симптомами и бессознательными импульсами, обуславливаемыми второй осью. Например, навязчивое мытье рук — часто встречающийся симптом у обсессивно-компульсивных личностей. Когда человек осознает, что причина бесконечного мытья рук находится в нем самом, его симптом является эгодистонным, то есть его эго, его «Я» считает этот ритуал чуждым, мешающим. Когда же он считает, что причина кроется в загрязненности рук и опасности микробов, его симптом является эгосинтонным, то есть не осознается им как отклонение и его эго воспринимается как правильное действие. Все параноидные личности склонны к гиперчувствительности, однако более здоровые из них осознают свою подозрительность как собственное свойство характера, а менее здоровые воспринимают ее скорее как реальную внешнюю угрозу. Нарциссическая вера в свое всемогущество и чувство собственной грандиозности, присущие некоторым топ-менеджерам, а также манипулятивность являются эгодистонными проявлениями нарциссизма. Подробнее об этом в описании нарциссического типа личности. Таким образом, более важный для личности не тип характера, а уровень развития, потому что именно он определяет силу эго — способность личности воспринимать реальность, даже когда она тягостна, не обращаясь к примитивной защите, например, отрицанию или избеганию. Более зрелые личности пользуются более зрелыми защитными реакциями, лучше приспособленными к реальности, причем применяют их разнообразно, не зацикливаясь в стрессовой ситуации на одном привычном для себя способе. Следовательно, психологическое здоровье напрямую связано с эмоциональной гибкостью. В клинической практике важны обе оси — и уровень зрелости, и тип характера, однако диагностировать обычно легче вторую, поэтому остановимся именно на ней.

Какой тип личности преобладает среди топ-менеджеров и СЕО? В ХХ веке это были параноидные и обсессивно-компульсивные личности, в наше время — психопатические и нарциссические. Давайте рассмотрим эти типы личности, и вы узнаете, по каким проявлениям понять, к какому типу характера относится ваш босс или бизнес-партнер и как с ним лучше взаимодействовать.

Нарциссические личности: из мифа в реальность

Термин «нарциссизм» позаимствован Фрейдом из греческого мифа о Нарциссе, влюбившегося в свое отражение в воде. Нарциссы — люди, имеющие проблемы с самоуважением. В их внутренней жизни чего-то не достает, есть тот или иной дефицит, чувство, что они обмануты и нелюбимы, и они поддерживают собственное самоуважение путем получения подтверждения своей ценности со стороны. Они будут стремиться продемонстрировать вам и доказать претензию на свою особую ценность, и почувствуют самоценность только тогда, когда увидят в ваших глазах собственную значимость. Другие играют для них роль зеркала, и они лишены способности увидеть себя без него. Всем людям свойственно стремление к одобрению, однако некоторые тратят для его получения большую часть своей энергии, что отодвигает другие жизненные задачи в сторону. Кроме того, другие люди важны нарциссической личности только в качестве зеркал — функциональных объектов для отражения. Данная личность не видит в них самостоятельных субъектов и не способна строить личностные взаимоотношения.

Термин «селф-объект» в клинической психологии обозначает людей, подпитывающих наше чувство самоценности своим восхищением и одобрением. У всех нас есть селф-объекты, они нам необходимы, но являются для нас чем-то большим, чем то, что они делают для нас. Что касается нарциссических личностей, то они настолько нуждаются в селф-объектах, что другие стороны взаимоотношений меркнут или не проявляются совсем.

Характеристики нарциссов

Четыре ключевые характеристики нарциссизма включают в себя:

  • потребность в восхищении и власти;
  • высокомерное поведение, чувство собственной грандиозности;
  • манипулятивность;
  • отсутствие эмпатии, сочувствия к другим людям.

Давайте рассмотрим каждую из этих четырех характеристик и их влияние на стиль управления глазами Леона Зельцера, доктора наук и практикующего психотерапевта.

Потребность в восхищении и власти. Менеджеры, как правило, являются самовыдвиженцами. Многие талантливые и умные люди в бизнесе предпочитают не подаваться в управленческую деятельность по целому ряду причин, среди которых стресс, трудности и количество сверхурочного времени, которого требуют высокие должности. Но для нарциссов перспектива получения восхищения и власти более важна и окупает затраченные сверхусилия. Сфера управления хорошо подходит тем, кто любит выступать перед широкой публикой, быть в центре внимания.

Чувство собственной грандиозности. Бизнес — высококонкурентная среда. В ней ценятся люди с видением, стратегические мыслители, чьи инсайты помогают компаниям быть на гребне волны рынка.

Грандиозность можно легко перепутать с настоящим, истинным видением. Оба качества связаны со способностью глобально мыслить, видеть ситуацию с ракурса вертолета, и даже когда грандиозные мысли содержат больше преувеличений, чем сути, они часто кажутся впечатляющими, если подаются красноречиво.

Манипулятивность. Для маневрирования, необходимого для получения, поддержания и осуществления власти, политические навыки являются ценным активом. Способность умело «читать» среду и манипулировать ею для своей выгоды — полезное мастерство, особенно когда много людей претендуют на малое количество высоких позиций.

Отсутствие эмпатии. Никто никогда не считал управление легкой задачей. Руководителям всех уровней, особенно высшего звена, нужно совершать чрезвычайно трудные шаги — закрывать проекты, увольнять, реогранизовывать и т. д. Эти шаги влияют на карьеры, жизни и средства к существованию многих людей, иногда — близких и друзей. Отсутствие эмпатии и способности к сочувствию позволяет избежать чувства вины и самообвинений в таких ситуациях и дает возможность эффективно работать дальше.

Как защищаются нарциссы

Классик современного психоанализа Отто Кернберг предполагал, что нарциссические личности обладают или сильным врожденным драйвом агрессии, или недостаточной способностью переносить агрессивные импульсы. Возможно, поэтому нарциссические личности боятся силы своих желаний. Стыд и зависть — главные эмоции нарциссов. Важно отличать стыд от вины: вина — это убежденность, что ты совершил нечто плохое, а стыд — чувство, что тебя видят плохим. Вина — активное чувство, идущее от активной возможности совершения зла, а стыд — пассивное, идущее от беспомощности и бессилия. Из стыда вытекает зависть: если человек внутренне убежден, что он плохой, и что это могут увидеть, он начинает завидовать тем, кто обладает такими достоинствами, которых он, как ему кажется, лишен. Из зависти вытекает склонность нарциссических личностей к осуждению себя или других.

Что касается защитных механизмов при нарциссизме, то наиболее распространены идеализация и обесценивание. При идеализировании собственного «Я» значение других обесценивается, при обесценивании собственного «Я» — идеализируются другие. Хайнц Кохут, один из известнейших психоаналитиков ХХ века, ввел термин «грандиозное «Я» для передачи чувства собственного превосходства нарциссической личности. Эта грандиозность может ощущаться внутренне или же проецируется путем «ранжирования» любой проблемы, которая стоит перед руководителем: какое агентство «лучшее»? Какой банк «самый хороший»? В каком кадровом агентстве «самые правильные» требования подбора сотрудников? При этом фактические (настоящие) преимущества и недостатки могут не учитываться ввиду обеспокоенности престижем. Еще одна защитная позиция нарциссически устроенных личностей — перфекционизм. Они ставят перед собой нереалистичные цели и либо достигают грандиозного исхода, идеалов и уважают себя за это, либо терпят поражение и чувствуют себя дефективными (ненарциссические личности в случае провала обычно испытывают здоровую грусть, ощущая, что им, как и всем людям, присущи слабости).

Польза или вред от нарциссов в высшем руководстве

Много ли нарциссических личностей среди высшего руководства? Точные данные по этому вопросу трудно найти; возможно, их не существует. Однако если присмотреться к приведенным выше четырем ключевым характеристикам нарциссического характера и качествам, помогающим добиться успеха в карьере, то можно увидеть, что многие из них пересекаются. Успешные — финансово, социально, политически — нарциссические личности могут вызывать восхищение. Уверенность в себе, в своих действиях, высокое самомнение, преувеличенное чувство собственной важности, способность принимать решения, экстравертность, сильная необходимость восхищения со стороны окружающих и отсутствие эмпатии — это далеко не все качества лидера. Но все ли лидеры обладают приведенными выше качествами? Совсем нет. Многие успешные менеджеры прямолинейны и эмпатичны. Однако эти качества могут быть полезными в завоевании успеха в конкурентном мире бизнеса. При описании некоторых СЕО нарциссизм — первое, что приходит в голову.

Некоторые исследователи, например, Дональд Хамбрики и Ариджит Чаттерджи из Университета штата Пенсильвания (США) в своем исследовании «Нарциссические СЕО и их влияние на стратегию и достижение компании» находят, что нарциссические менеджеры генерируют более разнообразные и эффективные решения и добиваются лучших показателей для своих компаний, чем их менее нарциссические коллеги. Ученые исследовали этот феномен среди 111 CEO IT-компаний, выделив шесть признаков нарциссизма, которые возможно увидеть без личного интервью: положение и размер фотографии СЕО в ежегодном отчете компании; освещение фигуры СЕО в пресс-релизах; длина биографии в рубрике «Кто есть кто» компании; частота использования слова «я»; разница в размере зарплаты по сравнению со вторым лицом компании; разница в наличии и размере других видов компенсации, помимо зарплаты, по сравнению с руководителями более низких рангов.

Ученые склоняются к тому, что нарциссические СЕО склонны внедрять более экстремальные и динамические стратегии действий, резче менять направление развития, рискованнее расходовать средства, чаще идти на слияния и поглощения, и в целом размах их действий шире, чем у их более осторожных коллег, которые не столь отчаянно стремятся добиться успеха и влияния. Нарциссические руководители больше других празднуют крупные победы и терпят большие потери.

Вместе с тем, по данным профессора психологии Университета штата Иллинойс (США) и руководителя исследования «Нарциссизм и лидерство» Эмили Грихальвы, хотя нарциссы чаще других своих коллег становятся лидерами, после определенного момента слишком выраженный нарциссизм, скорее всего, снизит эффективность человека в качестве лидера. По ее мнению, они начинают проявлять не нужные для эффективного управления черты: эксплуатируют подчиненных, ведут себя высокомерно, подчас придерживаясь тиранического стиля руководства. В то же время личности с умеренным уровнем нарциссизма обладают достаточной уверенностью в себе, но не проявляют себя антисоциально, например, не склонны унижать других ради своего хорошего самочувствия.

Напомним, что нарциссизм может располагаться вдоль континуума оси степени тяжести патологии личности — от границ с невротическими расстройствами личности к более серьезным расстройствам. В области невротических расстройств эти люди могут быть социально адекватными, личностно успешными, харизматичными, обаятельными, и хотя испытывающими дефицит в способности к близости, достаточно хорошо адаптированными к ситуациям в семье, на работе и в сфере жизненных интересов.

Надеемся, что эти характеристики патологических нарциссов могут быть вам полезными для их идентификации, прежде чем они принесут вам вред, а если вы уже подверглись опасному влиянию их манипуляций, возможно, они предотвратят нанесение дальнейшего вреда вашей жизни.

Что делать, если вы обнаружили признаки нарциссической личности у себя? Психотерапевты в таких случаях говорят: «Берите от симптомов лучшее». Изучайте себя и используйте свои симптомы осознанно и себе во благо.

Как опознать нарциссов в коллективе

Как узнать нарциссическую личность в ваших коллегах? Помимо их общего девиза «сначала я», в клинической литературе выделяются следующие черты.

1. Нарциссические личности очень чувствительны к критике. Часто они предполагают или интерпретируют оценку своей личности другими как негативную. Вот почему, если вы зададите им вопрос, который может обнаружить их некоторую уязвимость, нехватку чего-то или вину, то они склонны фальсифицировать доказательства (то есть солгать, даже еще не признаваясь самим себе в этом увиливании), или спешно сменить тему разговора, или ответить так, будто им задали совершенно другой вопрос. Их эго раздуто искусственно, на самом деле оно не сильно, его легко пробить.

2. У нарциссических личностей низкая самооценка и для ее поднятия им необходимы другие люди, хотя внешне кажется, что их самооценка выше, чем у кого бы то ни было. Тем не менее они страдают от переживаний и страхов неполноценности, поэтому скрыто охотятся на комплименты и склонны хвастаться своими достижениями, часто преувеличенными.

3. Нарциссические личности могут быть чрезмерно защищающимися и бдительными. Даже нейтральные вопросы они могут воспринять как допрос и сомнения в их компетентности. Поэтому к ним очень трудно пробиться и найти общий язык в конфликтной ситуации: для них будто жизнь зависит от того, будут они признаны правыми или виновными. Сказать «мне жаль, что я так поступил» для многих из них невозможно, они будут отстаивать свою правоту до конца.

4. У нарциссических личностей слабые межличностные границы. Им сложно определить, где заканчивается их личность и начинается личность другого человека. Бессознательно воспринимая других как продолжение самих себя, нарциссы рассматривают их как существующих в первую очередь для осуществления своих собственных потребностей — точно так, как они обычно ставят свои потребности перед всеми остальными. То есть они думают о других только в контексте того, как могли бы их использовать в свое благо. Нарциссические личности могут делиться с другими интимными подробностями своей жизни, которые большинство людей были бы смущены признать. Например, они могут с гордостью рассказывать о том, как «прожевали и выплюнули» кого-то, и ожидать от вас, что вы будете впечатлены их мужеством или умом, тогда как вас потрясет отсутствие доброты или такта. Такая ситуация может быть особенно трудна, если нарцисс — ваш начальник и имеет какую-то власть над вами.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Вы и есть гуру. Как перестать ждать чуда и понять, что с вами все в порядкеВы и есть гуру. Как перестать ждать чуда и понять, что с вами все в порядке
Аутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупаютАутентичный персональный бренд. Продай себя, когда никого не покупают
Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуацияхСтрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и эффективность в любых ситуациях

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)