ИНСАЙТЫ | Культура компании 21 февраля 2022 г.

Как реализовать стратегию бизнеса через корпоративную культуру

Автор: Юлия Гречка
Источник: Delo.ua

Корпоративная культура, пожалуй, одно из более абстрактных понятий в сфере бизнеса. Все о ней говорят, часто мы слышим о том, что культуру следует менять, но никто не может сказать наверняка, как именно менять, что менять и как мы это измеряем (что произошли изменения).

Почему это важно? Многие знают выражение, приписываемое Питеру Друкеру, о том, что культура ест стратегию на завтрак. Прав был гуру, и его цитируют до сих пор именно потому, что топ-менеджмент может выбрать любую прекрасную и успешную стратегию развития, но если культура организации противоречит этой стратегии, вы ее не реализуете НИКОГДА!

Как реализовать стратегию бизнеса через корпоративную культуру

Давайте пример. Представьте, что успешный бизнесмен приходит возглавить и реформировать государственный орган, имеет план и стратегию инновационного развития, план выхода на самоокупаемость к тому убыточному предприятию.

Но работники учреждения не понимают, почему они должны работать по-новому, и в культуре у них принято делать меньше: работать неспешно, ожидая, пока наступит 17:00 и конец рабочего дня. Все ориентированы на процесс, потому что здесь так принято. Никто не хочет показать результат, как хочет новый руководитель. И спустя 1-3 года талантливый менеджер с дипломом МВА покидает орган. Культура победила, стратегия проиграла.

Что сделать, чтобы не проиграла? Как менять эту самую культуру в нужном русле? Как понять, что перемены произошли? Как построить такую культуру в своей компании, чтобы о ней писали в книгах, как о Netflix или Zappos?

Давайте о сроках. Что такое корпоративная культура? Это совокупность из ценностей, привычек, традиций, поведения и знаков. Это о том, как "у нас здесь принято". То есть, по сути, если мы зададим разным компаниям вопросы о тех же символах и традициях, а также об особенностях принятия решений, поощрения, то услышим разные ответы на одни и те же вопросы.

Для быстрой диагностики задайте себе следующие вопросы о своей компании:

  • Каких людей мы нанимаем в команду, а каких и за что увольняем?
  • Какие наши цели и куда мы двигаемся?
  • Как и за что мы поощряем и, наоборот, привлекаем к ответственности?
  • Как мы принимаем решения и контролируем их исполнение?

Культура может либо помогать реализовывать вашу стратегию, либо мешать этому. Представим, что вы пришли генеральным в новенькую компанию и сообразили, что занять половину рынка за 2 года вам будет мешать культура не брать на себя ответственность и поощрение бюрократии.

К примеру, сейчас в компании награждают старших по должности или дольше работающих в компании. Это проявляется в VIP-парковке для руководства компании, золотых часах в подарок на 10 лет работы, поездке директоров на курорт для празднования успешного года.

Меняем правила — в поездку теперь едут лучшие по рейтингу менеджеры по продажам, премии выдаем за предложенную и введенную инновацию, парковка для всех одинакова — кто раньше приехал в офис, тот и у двери. Таким образом, мы последовательно и четко демонстрируем коллективу — теперь мы ценим другие вещи в людях. Надо показывать результат и думать, как улучшить продажи и производство.

Если вы решили сменить культуру в своей компании, можете встретить целый ряд сложностей, потому что понятие это комплексное, охватывающее все уровни и слои бизнеса.

  1. Освободить всех старых и нанять новых — не самый лучший, хотя и очевидный вариант. Он, скорее всего, сработает, но будет очень затратен для бизнеса. Введите новые правила для всех, кто уже работает, привлеките на свою сторону неформальных лидеров мнений, наймите 2-3 новых, преданных вам и новой культуре людей.

  2. Сложно менять культуру, потому что вы внутри нее. В первую очередь трудно идентифицировать. Ее особенности и характерные черты даже не бросятся вам в глаза, потому что вы к ним привыкли.

  3. Не стоит делегировать изменения культуры консультантам со стороны, также не стоит делегировать это HR-отделу, а затем удивляться, что ничего не вышло. Топ-менеджмент и владелец — вот ответственные за эти изменения и главные носители культуры. Именно поэтому, когда меня просят ввести какое-нибудь правило в компании, но этого не делает владелец, я объясняю, что не получится. К примеру, вы перешли на Битрикс и руководство требует, чтобы все коммуникации, чаты, звонки, встречи фиксировались и происходили исключительно там. Владелец должен быть в Битриксе и должен быть самым активным его пользователем. Потом все остальные.

  4. Руководители саботируют изменения культуры, потому что они руководители. Тесно связано с предыдущим — толку не будет. Вы можете ввести изменения по всей компании, а руководители на месяцах не выполнили, соответственно, все регионы не выполняют.

  5. Ждать, что перемены произойдут быстро, не стоит. Изменения культуры — это об эволюции, никогда о революции. Нужно время, системность, настойчивость и методичность от изменения к изменению. На перемены в культуре Всемирного банка, например, ушло 50 лет. И то изменения до сих пор продолжаются.

  6. Плохо говорить одно, а делать другое. Примерно в 80% случаев в украинских компаниях те ценности, которые прописаны на сайте, не соответствуют действительности. Например, мы пишем, что самая высокая ценность для нас — люди, а затем штрафуем и увольняем работника за повреждение служебного автомобиля, которое произошло по причине неисправности корпоративного авто (реальный кейс). Ценности — это не то, что нам хотелось бы, а реально то, что мы ценим в людях. Записываем их прикрепляемыми действиями. Лучше — историями. В компании VeriFone сделали "Синюю книгу", описав основные ценности в картинках и историях. Если бы у компании не было четкого и понятного разъяснения, как у нас принято или не принято вести себя, они бы точно не смогли вырасти с $31 до $600 млн доходности. Эта "синяя книжечка" переведена на 8 языков, во всех странах присутствия бизнеса.

  7. Не связывать цели бизнеса с действиями. Когда есть четкая взаимозависимость: сделал это — получил поощрение, благодарность и признание, потому что это ведет нас к целям.

Одна нефтяная компания решила стратегически сократить расход средств на обслуживание промышленных машин. Осуществить они это хотели через поощрение такого поведения, как принятие правильных решений и расширение прав и обязанностей работников.

Тогда в одном подразделении они разместили ценники на каждом оборудовании. Работники стали внимательнее принимать решения о ремонтах и закупках нового оборудования — чаще стали заказывать ремонт, а не требовать замены. Один работник обнаружил, что зимой работают кондиционеры для охлаждения оборудования, и они сэкономили на этом $750 тысяч в год.

Следовательно, корпоративная культура может значительно усилить вашу стратегию или ослабить. Изменения культуры не легкие, но именно она должна отличать вашу организацию от тысяч других, и только в ваших силах сделать так, чтобы культура стала инструментом управления, а не просто разделом ценностей и миссии на корпоративном сайте.

Иллюстрация: unitonomy.com

Об авторе:

    Юлия Гречка, совладелица компании W-business, HR-стратег, консультант по построению функции HR в бизнесе.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Эффективные письменные деловые коммуникацииЭффективные письменные деловые коммуникации
Гид HBR. Как управлять своей карьеройГид HBR. Как управлять своей карьерой
Поймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым деломПоймай мечту за хвост. Как зарабатывать, занимаясь любимым делом

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)