ИНСАЙТЫ | Стратегическое планирование 25 ноября 2013 г.

Стратегия как дизайн: как правильно разработать план действий компании

Источник: "Комп&ньоН"

Менеджеры обычно говорят, что во время создания стратегического плана у них получаются большие, подробные документы. И так всегда. Это странно, потому что в таком случае стратегический план создается вроде как для самого создания плана, а не для четкого руководства к действию.

Стратегия как дизайн: как правильно разработать план действий компании
Иллюстрация: Shutterstock
Подход, который нам представляется куда лучшим, — это рассматривать разработку стратегии, как процесс проектирования. Мы не первые, кто это предлагает рассматривать стратегию как определенного рода дизайн. В своей статье в HBR Генри Минцберг провел аналогию по построению стратегии с броском мяча в корзину, а Роджер Мартин говорит о четкой связи стратегии с дизайном. Давайте остановимся на последнем подробнее.

Ключевая особенность процесса проектирования, которая нас и интересует, это понятие «Уровни дизайна». Идея в том, что разработка проходит через ряд уровней возрастающей сложности и детализации.

Например, когда архитектор проектирует новый дом, он делает это по стадиям увеличения детализации. На первом уровне он излагает несколько основных принципов, о которых договаривается с клиентом: кухня должна выходить окнами на восток, чтобы ловить утреннее солнце, гараж должен быть близко к кухне, чтобы удобнее было выгружать продукты, патио должно быть обращено к юг, на первом этаже должен быть холл и т.д.

На уровне 2 он рисует набросок здания. Это может быть основной план каждого этажа, план того, как здание будет строиться на фундаменте и вид с каждой стороны.

Уровень 3 — это план с точными измерениями, который подробно освещает невидимые, но важные аспекты, например, какие стены несущие или как будет проводиться сантехника и проводка. Он может включать расположение основной мебели и выбор материалов: глиняная черепица или деревянный пол в гостиной.

Уровень 4 — это список материалов для сметчика: количество листов глиняной черепицы или мотков медной проволоки. Тут также принимаются окончательные решения по поводу розеток, кранов в ванной комнате, цвета стен кухни. Эти задания часто распределяются между большим количеством различных специалистов.

Уровень 5 включает в себя многие вопросы, которые вышли на поверхность, пока строится новый дом. Дополнительные точки питания, необходимые для Wi-Fi маршрутизатора. Выбранная модель камина требует большей ниши, чем планировалось.

Если бы мы использовали понятие «пять уровней стратегии», мы бы увидели, наверное, кучу причудливых планов и никакого действия. Компаниям по-прежнему необходимы документы стратегического планирования, но это то, что дизайнеры делают на уровне 2. Если мы не собираемся работать по этой стратегии, ее можно оставить на этом уровне. Но если мы хотим выполнить стратегию практически, то нам нужно проработать планы на уровне 3 и 4.

План на уровне 3 определяет основные организационные подразделения, отвечающие за разные части стратегии, и операционную модель, которая связывает эти подразделения. В этом плане указываются ожидаемые результаты, сроки, способ работы с другими подразделениями, любые ограничения на имеющиеся ресурсы. Сумма результатов на уровне 3 — это достижение целей, определенных на уровне 2.

Уровень 4 стратегического плана определяет людей, деньги и время, необходимые для каждой подзадачи в каждой секции. Тут также объясняется, как подразделения будут продолжать деятельность и принимать на себя новые обязательства и дополнительные задачи, предусмотренные стратегией.

Так же, как работа сметчика часто подбрасывает вопросы для архитектора, на нашем уровне 4 будут возникать вопросы, которые необходимо решить на уровнях 2 и 3. Стратегическое планирование должно, таким образом, включать в себя диалог между уровнями. Для этого должны выдерживаться концепции уровней и присутствовать ясность на каждом уровне. В армии процесс диалога называется брифингом. Интересно, что в разработке стратегии нет хорошего названия для этой деятельности.

Наконец, на пятом уровне планирования нужно предусмотреть неизбежные изменения, которые могут возникнуть по мере развития событий. Например, нет денег тогда, когда они ожидались. Внезапно уходят люди. Конкурент реагирует агрессивно и нестандартно. Поставщик опаздывает.

Иногда события нельзя предусмотреть на пятом уровне. Тогда необходимы изменения на уровнях 4, или 3, или 2. В этом случае снова необходима ясность для каждого уровня. Вы сможете правильно предусмотреть изменения для всех событий, которые могут случиться, если будете знать, на каком уровне необходимо их предусмотреть.

Возможно, всего лишь возможно, осознание необходимости уровневой стратегии поможет организациям улучшить свое стратегическое планирование. В любом случае, оно им не навредит.

Подготовила Ирина Грабовская по материалам "What Strategists Can Learn from Architecture", HBR Blog Network.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Ловушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджментуЛовушка времени. Классическое пособие по тайм-менеджменту
Триггеры. Формируй привычки — закаляй характерТриггеры. Формируй привычки — закаляй характер
Эссенциализм. Путь к простотеЭссенциализм. Путь к простоте

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)