В тупике и без идей
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№11, 2010)
Долгая зима, бытовые неурядицы, рабочие будни с их неизбежной текучкой, и он тут как тут — свой собственный, личный творческий кризис.
Впадать в депрессию нынче опасно для карьеры, ведь под окнами теплого офиса бродят голодные и злые конкуренты, готовые позариться на хорошо оплачиваемую работу. Тем не менее впавшим в эту состояние сотрудникам от осознания происходящего легче не становится. При этом возможностей самостоятельно выйти из тупика у работников стало меньше, ведь лучшее лекарство — творческие отпуска — осталось в докризисном прошлом, экспериментирование со сменой вида деятельности и уход на соседние участки работы также стали непозволительной роскошью. Однако и они оказываются действенны далеко не всегда.
Как ни странно, гораздо большими возможностями для того, чтобы «оживить» творческого сотрудника, обладает его окружение — коллеги и руководство. И сделать это, оказывается, не так уж и сложно. А еще проще — предотвратить проявления творческого бессилия. Для этого достаточно придерживаться нескольких правил, благодаря которым представители креативных профессий долго смогут придавать остроту и вкус любому своему «произведению».
Спасение утопающих
Одним из факторов, способствующих возникновению творческого ступора, является отсутствие признания, которое так необходимо для вдохновенной работы. В процессе не спонтанного, а «планового» творчества, с его жесткими сроками и требованиями к качеству продукта, недостаток обратной связи наносит особенно большой ущерб.
Творчество всегда эмоционально. И человек, который вкладывает свои чувства в процесс создания продукта, должен получить их обратно в виде похвалы, одобрения или даже критики. Даже негативное внимание лучше, чем его отсутствие. Худшее, что может быть, — это безразличие, которое закономерно приводит к эмоциональному опустошению. Поэтому в коллективах у тех менеджеров, которые организовывают работу так, чтобы их творческие сотрудники получали этот эмоциональный отклик, происходит гораздо меньше срывов в работе. «Хвалите и ругайте своих подчиненных, но делайте это искренне, не забывая, что хвалить нужно как минимум в три раза чаще», — призывает Пол Хьюмерт, глава европейской Ассоциации криэйторов.
Хочешь получить креатив — вдохнови. А для этого требуется определенный антураж. И, действительно, отсутствие организации процесса поиска свежих идей не лучшим образом сказывается на результате. Поэтому, если работа застопорилась и не движется, Олег Сафонов, HR-консультант, советует организовать что-то наподобие «мини-мозгового штурма», который поможет взбодриться. Также этот способ позволяет избавиться и от ощущения задавленности текучкой, и однообразия при больших объемах однотипной работы. (О том, как провести «мозговой штурм», — см. «С мозгом заодно», «ВД», №49, 2009 г.)
Но часто оценить жизнеспособность идеи бывает очень сложно, да и любая оценка крайне субъективна. «Нередко бывает так, что заказчику нравится то, что мы отбросили. Поэтому мы ввели четкие критерии оценки работы, которые не связаны с оценкой продукта, — надбавки за скорость выполнения, за отсутствие проблемных ситуаций в ходе работы над дизайном. То есть мы рассматриваем не только основные результаты, но и промежуточные», — поделился Сергей Лужников, заместитель директора студии веб-дизайна «B2 Люкс» (штат — 14 чел.). По его мнению, такой способ позволяет восстановить справедливость, отделив оценочные суждения о художественной ценности работы от рабочего процесса и вознаграждения за конкретные результаты.
Процесс, помноженный на результат
Еще одна причина, по которой творческие сотрудники оказываются в кризисе, — это проблемное общение с заказчиками. Неоплаченные вовремя проекты, противоречивые требования, необходимость следовать вкусу клиента, а не собственному представлению о гармонии и стиле — все это может серьезно демотивировать. Особенно страдают от этого новички, которые еще не выработали для себя правил работы с заказчиками и не установили границы возможного компромисса. Чтобы снизить воздействие этого фактора, компании нужно стать не только клиенто-, но и «сотрудникоориентированной». И выработать свод правил, которые позволяли бы сохранить в целости и сохранности нервы своих спецов.
Собраться с мыслями и приступить к работе могут помешать и проблемы, возникающие в жизни каждого человека. Однако на процесс творческой работы они оказывают особое влияние, так как нерешенная проблема и творчество не могут спокойно сосуществовать в одной голове. И то и другое «подпитывается» эмоциями и не позволяет думать ни о чем другом.
Поэтому, чтобы жесткие сроки сдачи работ не оказывали дополнительного давления на ранимую душу творца, опытный менеджер всегда оставляет в запасе несколько дополнительных дней. Марк Александров, директор РА «Скреп-Ка» (консалтинг в сфере маркетинга и рекламы, штат — 9 чел.), кроме того, советует сразу оговаривать с заказчиками возможность переноса сроков на один-два дня. «Порой этого времени вполне хватает, чтобы от полного опустошения или непродуктивного наплыва мыслей перейти к продуктивной работе. Главное — чтобы оно было», — отмечает г-н Александров.
Почему я?
Но зачем нужны все эти сложности с сотрудниками, творчески «обессиленными»? Наверняка гораздо проще взять начинающего специалиста с горящими глазами, который еще как минимум несколько лет не почувствует упадка сил. Однако Марк Александров считает иначе: «Если руководитель прикладывает усилия к тому, чтобы подчиненные хорошо выполняли свою работу, — это обоснованно экономически. Ведь замена сотрудника все равно остается дорогостоящим мероприятием. Ценных специалистов предприятия сберегли, а найти стоящего человека среди огромного количества дилетантов — действительно большая удача. Тем более что очень многие, кто остался без работы, предпринимают попытки найти себя именно в творческих профессиях. Эта тенденция особенно заметна на фрилансерских сайтах — количество слабых, любительских работ возросло в несколько раз».
Кроме того, по мнению Олега Сафонова, опытный сотрудник действительно реже, чем искрящийся идеями новичок, способен на прорывные решения. В портфолио такого сотрудника нет огромной разницы между сильными и слабыми работами. Обычно они стабильно добротны, что вполне устраивает заказчика. И хотя этот процесс превращения творчества в ремесло может быть сложен и даже мучителен для самого творческого работника, работодатель может выиграть от такого подхода.
|