ИНСАЙТЫ | Творческий кризис 16 марта 2010 г.

В тупике и без идей

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№11, 2010)

Долгая зима, бытовые неурядицы, рабочие будни с их неизбежной текучкой, и он тут как тут — свой собственный, личный творческий кризис.

Впадать в депрессию нынче опасно для карьеры, ведь под окнами теплого офиса бродят голодные и злые конкуренты, готовые позариться на хорошо оплачиваемую работу. Тем не менее впавшим в эту состояние сотрудникам от осознания происходящего легче не становится. При этом возможностей самостоятельно выйти из тупика у работников стало меньше, ведь лучшее лекарство — творческие отпуска — осталось в докризисном прошлом, экспериментирование со сменой вида деятельности и уход на соседние участки работы также стали непозволительной роскошью. Однако и они оказываются действенны далеко не всегда.

Как ни странно, гораздо большими возможностями для того, чтобы «оживить» творческого сотрудника, обладает его окружение — коллеги и руководство. И сделать это, оказывается, не так уж и сложно. А еще проще — предотвратить проявления творческого бессилия. Для этого достаточно придерживаться нескольких правил, благодаря которым представители креативных профессий долго смогут придавать остроту и вкус любому своему «произведению».

Спасение утопающих

Одним из факторов, способствующих возникновению творческого ступора, является отсутствие признания, которое так необходимо для вдохновенной работы. В процессе не спонтанного, а «планового» творчества, с его жесткими сроками и требованиями к качеству продукта, недостаток обратной связи наносит особенно большой ущерб.

Творчество всегда эмоционально. И человек, который вкладывает свои чувства в процесс создания продукта, должен получить их обратно в виде похвалы, одобрения или даже критики. Даже негативное внимание лучше, чем его отсутствие. Худшее, что может быть, — это безразличие, которое закономерно приводит к эмоциональному опустошению. Поэтому в коллективах у тех менеджеров, которые организовывают работу так, чтобы их творческие сотрудники получали этот эмоциональный отклик, происходит гораздо меньше срывов в работе. «Хвалите и ругайте своих подчиненных, но делайте это искренне, не забывая, что хвалить нужно как минимум в три раза чаще», — призывает Пол Хьюмерт, глава европейской Ассо­циации криэйторов.

Хочешь получить креатив — вдохнови. А для этого требуется определенный антураж. И, действительно, отсутствие организации процесса поиска свежих идей не лучшим образом сказывается на результате. Поэтому, если работа застопорилась и не движется, Олег Сафонов, HR-консультант, советует организовать что-то наподобие «мини-мозгового штурма», который поможет взбодриться. Также этот способ позволяет избавиться и от ощущения задавленности текучкой, и однообразия при больших объемах однотипной работы. (О том, как провести «мозговой штурм», — см. «С мозгом заодно», «ВД», №49, 2009 г.)

Но часто оценить жизнеспособность идеи бывает очень сложно, да и любая оценка крайне субъективна. «Нередко бывает так, что заказчику нравится то, что мы отбросили. Поэтому мы ввели четкие критерии оценки работы, которые не связаны с оценкой продукта, — надбавки за скорость выполнения, за отсутствие проблемных ситуаций в ходе работы над дизайном. То есть мы рассматриваем не только основные результаты, но и промежуточные», — поделился Сергей Лужников, заместитель директора студии веб-дизайна «B2 Люкс» (штат — 14 чел.). По его мнению, такой способ позволяет восстановить справедливость, отделив оценочные суждения о художественной ценности работы от рабочего процесса и вознаграждения за конкретные результаты.

Процесс, помноженный на результат

Что может руководитель Еще одна причина, по которой творческие сотрудники оказываются в кризисе, — это проблемное общение с заказчиками. Неоплаченные вовремя проекты, противоречивые требования, необходимость следовать вкусу клиента, а не собственному представлению о гармонии и стиле — все это может серьезно демотивировать. Особенно страдают от этого новички, которые еще не выработали для себя правил работы с заказчиками и не установили границы возможного компромисса. Чтобы снизить воздействие этого фактора, компании нужно стать не только клиенто-, но и «сотрудникоориентированной». И выработать свод правил, которые позволяли бы сохранить в целости и сохранности нервы своих спецов.

Собраться с мыслями и приступить к работе могут помешать и проблемы, возникающие в жизни каждого человека. Однако на процесс творческой работы они оказывают особое влияние, так как нерешенная проблема и творчество не могут спокойно сосуществовать в одной голове. И то и другое «подпитывается» эмоциями и не позволяет думать ни о чем другом.

Поэтому, чтобы жесткие сроки сдачи работ не оказывали дополнительного давления на ранимую душу творца, опытный менеджер всегда оставляет в запасе несколько дополнительных дней. Марк Александров, директор РА «Скреп-Ка» (консалтинг в сфере маркетинга и рекламы, штат — 9 чел.), кроме того, советует сразу оговаривать с заказчиками возможность переноса сроков на один-два дня. «Порой этого времени вполне хватает, чтобы от полного опустошения или непродуктивного наплыва мыслей перейти к продуктивной работе. Главное — чтобы оно было», — отмечает г-н Александров.

Почему я?

Но зачем нужны все эти сложности с сотрудниками, творчески «обессиленными»? Навер­няка гораздо проще взять начинающего специалиста с горящими глазами, который еще как минимум несколько лет не почувствует упадка сил. Однако Марк Александров считает иначе: «Если руководитель прикладывает усилия к тому, чтобы подчиненные хорошо выполняли свою работу, — это обоснованно экономически. Ведь замена сотрудника все равно остается дорогостоящим мероприятием. Ценных специалистов предприятия сберегли, а найти стоящего человека среди огромного количества дилетантов — действительно большая удача. Тем более что очень многие, кто остался без работы, предпринимают попытки найти себя именно в творческих профессиях. Эта тенденция особенно заметна на фрилансерских сайтах — количество слабых, любительских работ возросло в несколько раз».

Кроме того, по мнению Олега Сафонова, опытный сотрудник действительно реже, чем искрящийся идеями новичок, способен на прорывные решения. В портфолио такого сотрудника нет огромной разницы между сильными и слабыми работами. Обычно они стабильно добротны, что вполне устраивает заказчика. И хотя этот процесс превращения творчества в ремесло может быть сложен и даже мучителен для самого творческого работника, работодатель может выиграть от такого подхода.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое делоПродуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело
Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливоТонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо
Поцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможностиПоцелуй лягушку! Научись превращать проблемы в возможности

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)