ИНСАЙТЫ | Минимизация расходов 24 декабря 2008 г.

Экономомания

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№49, декабрь 2008)

Время «золотых наручников» проходит. «Железный век» требует дисциплины, умеренности и способности экономить креативно.

Экономомания «Принимайте ванну вдвоем!» — порекомендовала одна английская леди во время нефтяного кризиса 1970-х. Это игривое предложение получило первый приз в конкурсе на лучший способ экономии топлива. Сейчас остряки советуют руководителям разделить стул с секретарем, а менеджеров посадить в «два этажа» — сдвинув столы и водрузив наверх еще парочку человек.

Экономия сегодня — уже даже не моветон, а последний писк моды! Пользуясь этой тенденцией, компании, наконец-то обрадованные обретенной возможностью хоть как-то диктовать условия строптивым работникам, тоже собираются экономить. В первую очередь — на благах, льготах и прочих излишествах, связанных с попытками привлечь, удержать и мотивировать персонал.

Не до спорта

К числу таких нерациональных затрат, по мнению Ларисы Шкурки, управляющего партнера аудиторско-консалтинговой группы «Компас» (штат — 15 чел.), в первую очередь относятся расходы, формирующие так называемые социальные пакеты — абонементы в фитнес-клубы, беспроцентные ссуды и оплата туристических путевок.

«Мне кажется, что даже те компании, которые не будут урезать социальные бюджеты, начнут более вдумчиво подходить к их использованию. К примеру, вместо всеобщего медицинского страхования можно заложить в бюджет целевые выплаты в случае такой необходимости», — поделилась г-жа Шкурка.

На чем экономим

«С будущего года мы планируем отказаться от поощрений за выслугу лет и премиальных. И однозначно откажемся от проведения дорогостоящих корпоративов», — поведал о своих планах Игорь Знойный, заместитель директора ООО «Ирис» (аудиторские услуги, штат — 18 чел.).

Еще одна статья HR-бюджета, на которой планируют сэкономить рачительные менеджеры, — годовые бонусы и тринадцатые зарплаты. По данным Ларисы Шкурки, от этой роскоши собираются отказаться около 70% компаний. Причем, считает г-жа Шкурка, в основном это коснется сотрудников иностранных представительств, в практике которых выплата годовых и премиальных стала уже традицией.

Что же касается урезания зарплат путем уменьшения количества денежных знаков, выдаваемых сотрудникам на руки, то консультанты едины во мнении, что это ошибочный в стратегическом плане шаг. «Урезание зарплаты, возможно, позволит уменьшить затраты компании, но это негативно отразится на ее сотрудниках, которые начнут задумываться о поиске новой работы. Лучше в таких случаях пересматривать расходы на административные нужды компании — такие, как мобильная связь, канцелярия и пр. Что касается привлечения на работу студентов или инвалидов, это достаточно экономный вариант выхода из ситуации. Но данные кадры можно привлекать только для совершения технических работ, при выполнении которых у этих сотрудников не будет доступа к важной или секретной информации компании», — считает Татьяна Пашкина, начальник отдела по найму и обучению персонала СК «Allianz Украина» (штат — 450 чел.).

Аналогичной точки зрения придерживается и HR-консультант, бизнес-тренер Анна Тютюнник: «Уволить сотрудников сегодня — это самый простой способ минимизации расходов. Но мало кто задумывается о том, что кризис не вечен. В то время как компании-конкуренты, выжившие за счет сокращения штата, будут наверстывать упущенное, структура, сохранившая персонал, будет иметь ресурсы и возможности брать серьезные проекты и выполнять их».

В качестве альтернативы сокращениям г-жа Тютюнник предлагает «переход на четырехдневную рабочую неделю либо создание прозрачной системы почасовой оплаты труда, а также аутстаффинг и лизинг персонала, которые позволят компании упразднить административные и временные издержки».

Структура расходов на персонал

Для самообеспеченных

Впрочем, там, где возможно экономить на зарплатах, не сокращая рабочий день и не отправляя в неоплачиваемые отпуска, предприниматели предпочитают другой способ — снижение оклада и перевод на процент тех, кто «сам себя кормит»: менеджеров по сбыту, специалистов по продажам рекламных площадей, по работе с клиентами и других представителей фронт-офиса.

Семен Липко, финансовый директор ООО «Комет-Про» (дистрибуция бытовой техники, штат — 74 чел.), считает, что все данные меры оправданы, ведь «на скрепках» удастся сократить расходы не более чем на 10%. А вот снизив затраты на персонал, можно сэкономить до 40%. «Поэтому наиболее эффективным методом снижения кадровых издержек может стать реструктуризация и работа по принципу аутсорсинга с непрофильными службами. За счет этого снижаются постоянные расходы компании на содержание такой службы, которая может поднимать свою рентабельность за счет работы со сторонними организациями», — уверен г-н Липко.

Что год грядущий нам готовит?

В будущем году около 20% компаний собираются отказаться от оплаты медицинской страховки для своих сотрудников, 40% — более чем в два раза сократят расходы на обучение, 62% — «урежут» блага, входящие в компенсационный пакет — полная оплата больничных, питание, путевки и пр. И около 70% планируют снизить расходы на корпоративные празднования.

Источник: компания WST-Consulting

Бери шинель, пошли домой!

Еще один способ сократить расходы, который могут позволить себе «творческие коллективы», состоит в том, чтобы отправить сотрудников по домам. Но не бездельничать, а работать. «Мы планируем отказаться от одной комнаты и перевести часть сотрудников на надомную работу. Это позволит экономить почти $2 тыс. ежемесячно. Благо, специфика бизнеса позволяет это сделать. Кстати, еще в прошлом году мы отказались от того, чтобы самим арендовать комнату для переговоров. Теперь мы делим ее с двумя небольшими компаниями, и хотя изредка возникают накладки, в целом это очень удобно и выгодно», — сообщила Дина Новикова, руководитель РА «Агат» (производство и размещение наружной рекламы, штат — 26 чел.). И хотя такой способ, в силу специфики бизнеса, подходит далеко не всем, сократить расходы на аренду, по данным WST-Consulting, планируют 7% компаний.

Также г-н Липко рассказал, что их компания, как, впрочем, и многие другие, временно прекратит инвестировать в обучение сотрудников. «Обучение — это всегда риск того, что сотрудник, в которого вложены средства, попросту уйдет к конкурентам. Раньше мы могли себе позволить проверять лояльность «на деле», сейчас будем относиться к этому осторожнее».

Более скромными станут и корпоративные праздники. «Подарки сотрудникам и партнерам будут менее дорогими, а дни рождения и Новый год будем празд­новать не в ресторанах, а в «домашней» обстановке — в офисе. Так же планируют поступать и многие из наших клиентов», — рассказал Игорь Знойный.

Разумеется, последствия вышеперечисленных мер в первую очередь испытают на себе сотрудники, не попавшие в разряд «ключевых». Что потребует от руководителей и специалистов по работе с персоналом поиска новых средств для материальной и нематериальной мотивации сотрудников.

Впрочем, вполне возможно, что эйчар, способный искать, находить и вдохновлять с минимальными затратами, сам станет цениться на вес золота. Ведь смогли же, в конце концов, создатели «Шестиструнного самурая» снять культовый фильм, потратив всего пару миллионов «зелени». Правда, костюмы им пришлось искать на помойках, артистов затащить в Долину Смерти, а снимать свой шедевр — на камеру Panavision 1941 года. Но все это, как говорится, дело житейское. Новое время ждет новых героев. Веселых и находчивых.

МНЕНИЕ. Андрей Иваненко. Руководитель отдела продаж, поисковик вакансий и резюме jooble.com.ua

— Ситуация на рынке труда в ноябре продолжила усугубляться, количество вакансий по сравнению с октябрем упало на 12,5%, в то же время количество резюме выросло почти на 15%. Все эти тенденции свидетельствуют о том, что сейчас условия на рынке труда диктуют работодатели.

Больше всего пострадали специалисты, работающие в сфере маркетинга, количество новых вакансий уменьшилось на 57%, при этом средняя зарплата сократилась на 22%. Компании в первую очередь сокращают маркетинговые бюджеты, а соответственно — и отделы, которые их расходуют.

Кто выиграл? Очень сильно выросли в цене андеррайтеры в страховании — за последние три месяца их средняя зарплата выросла почти на 50%. Именно они составили немалый процент вакансий страховых компаний. Всего за один месяц на 14% увеличился и спрос на специалистов по задолженности.

Помимо этого, стал еще более заметен дисбаланс между спросом и предложением — потребностью работодателей в высококвалифицированных специалистах и большим количеством соискателей, не дотягивающих до этого уровня. Эта тенденция наиболее заметна в сфере услуг, в сфере управления персоналом и IT.






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Продуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое делоПродуктивный ниндзя. Работай лучше, получай больше, люби свое дело
Формула. Универсальные законы успехаФормула. Универсальные законы успеха
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтраПобеди прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)