Экономомания
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№49, декабрь 2008)
Время «золотых наручников» проходит. «Железный век» требует дисциплины, умеренности и способности экономить креативно.
«Принимайте ванну вдвоем!» — порекомендовала одна английская леди во время нефтяного кризиса 1970-х. Это игривое предложение получило первый приз в конкурсе на лучший способ экономии топлива. Сейчас остряки советуют руководителям разделить стул с секретарем, а менеджеров посадить в «два этажа» — сдвинув столы и водрузив наверх еще парочку человек.
Экономия сегодня — уже даже не моветон, а последний писк моды! Пользуясь этой тенденцией, компании, наконец-то обрадованные обретенной возможностью хоть как-то диктовать условия строптивым работникам, тоже собираются экономить. В первую очередь — на благах, льготах и прочих излишествах, связанных с попытками привлечь, удержать и мотивировать персонал.
Не до спорта
К числу таких нерациональных затрат, по мнению Ларисы Шкурки, управляющего партнера аудиторско-консалтинговой группы «Компас» (штат — 15 чел.), в первую очередь относятся расходы, формирующие так называемые социальные пакеты — абонементы в фитнес-клубы, беспроцентные ссуды и оплата туристических путевок.
«Мне кажется, что даже те компании, которые не будут урезать социальные бюджеты, начнут более вдумчиво подходить к их использованию. К примеру, вместо всеобщего медицинского страхования можно заложить в бюджет целевые выплаты в случае такой необходимости», — поделилась г-жа Шкурка.
«С будущего года мы планируем отказаться от поощрений за выслугу лет и премиальных. И однозначно откажемся от проведения дорогостоящих корпоративов», — поведал о своих планах Игорь Знойный, заместитель директора ООО «Ирис» (аудиторские услуги, штат — 18 чел.).
Еще одна статья HR-бюджета, на которой планируют сэкономить рачительные менеджеры, — годовые бонусы и тринадцатые зарплаты. По данным Ларисы Шкурки, от этой роскоши собираются отказаться около 70% компаний. Причем, считает г-жа Шкурка, в основном это коснется сотрудников иностранных представительств, в практике которых выплата годовых и премиальных стала уже традицией.
Что же касается урезания зарплат путем уменьшения количества денежных знаков, выдаваемых сотрудникам на руки, то консультанты едины во мнении, что это ошибочный в стратегическом плане шаг. «Урезание зарплаты, возможно, позволит уменьшить затраты компании, но это негативно отразится на ее сотрудниках, которые начнут задумываться о поиске новой работы. Лучше в таких случаях пересматривать расходы на административные нужды компании — такие, как мобильная связь, канцелярия и пр. Что касается привлечения на работу студентов или инвалидов, это достаточно экономный вариант выхода из ситуации. Но данные кадры можно привлекать только для совершения технических работ, при выполнении которых у этих сотрудников не будет доступа к важной или секретной информации компании», — считает Татьяна Пашкина, начальник отдела по найму и обучению персонала СК «Allianz Украина» (штат — 450 чел.).
Аналогичной точки зрения придерживается и HR-консультант, бизнес-тренер Анна Тютюнник: «Уволить сотрудников сегодня — это самый простой способ минимизации расходов. Но мало кто задумывается о том, что кризис не вечен. В то время как компании-конкуренты, выжившие за счет сокращения штата, будут наверстывать упущенное, структура, сохранившая персонал, будет иметь ресурсы и возможности брать серьезные проекты и выполнять их».
В качестве альтернативы сокращениям г-жа Тютюнник предлагает «переход на четырехдневную рабочую неделю либо создание прозрачной системы почасовой оплаты труда, а также аутстаффинг и лизинг персонала, которые позволят компании упразднить административные и временные издержки».
Для самообеспеченных
Впрочем, там, где возможно экономить на зарплатах, не сокращая рабочий день и не отправляя в неоплачиваемые отпуска, предприниматели предпочитают другой способ — снижение оклада и перевод на процент тех, кто «сам себя кормит»: менеджеров по сбыту, специалистов по продажам рекламных площадей, по работе с клиентами и других представителей фронт-офиса.
Семен Липко, финансовый директор ООО «Комет-Про» (дистрибуция бытовой техники, штат — 74 чел.), считает, что все данные меры оправданы, ведь «на скрепках» удастся сократить расходы не более чем на 10%. А вот снизив затраты на персонал, можно сэкономить до 40%. «Поэтому наиболее эффективным методом снижения кадровых издержек может стать реструктуризация и работа по принципу аутсорсинга с непрофильными службами. За счет этого снижаются постоянные расходы компании на содержание такой службы, которая может поднимать свою рентабельность за счет работы со сторонними организациями», — уверен г-н Липко.
Что год грядущий нам готовит?
В будущем году около 20% компаний собираются отказаться от оплаты медицинской страховки для своих сотрудников, 40% — более чем в два раза сократят расходы на обучение, 62% — «урежут» блага, входящие в компенсационный пакет — полная оплата больничных, питание, путевки и пр. И около 70% планируют снизить расходы на корпоративные празднования.
Источник: компания WST-Consulting
|
Бери шинель, пошли домой!
Еще один способ сократить расходы, который могут позволить себе «творческие коллективы», состоит в том, чтобы отправить сотрудников по домам. Но не бездельничать, а работать. «Мы планируем отказаться от одной комнаты и перевести часть сотрудников на надомную работу. Это позволит экономить почти $2 тыс. ежемесячно. Благо, специфика бизнеса позволяет это сделать. Кстати, еще в прошлом году мы отказались от того, чтобы самим арендовать комнату для переговоров. Теперь мы делим ее с двумя небольшими компаниями, и хотя изредка возникают накладки, в целом это очень удобно и выгодно», — сообщила Дина Новикова, руководитель РА «Агат» (производство и размещение наружной рекламы, штат — 26 чел.). И хотя такой способ, в силу специфики бизнеса, подходит далеко не всем, сократить расходы на аренду, по данным WST-Consulting, планируют 7% компаний.
Также г-н Липко рассказал, что их компания, как, впрочем, и многие другие, временно прекратит инвестировать в обучение сотрудников. «Обучение — это всегда риск того, что сотрудник, в которого вложены средства, попросту уйдет к конкурентам. Раньше мы могли себе позволить проверять лояльность «на деле», сейчас будем относиться к этому осторожнее».
Более скромными станут и корпоративные праздники. «Подарки сотрудникам и партнерам будут менее дорогими, а дни рождения и Новый год будем праздновать не в ресторанах, а в «домашней» обстановке — в офисе. Так же планируют поступать и многие из наших клиентов», — рассказал Игорь Знойный.
Разумеется, последствия вышеперечисленных мер в первую очередь испытают на себе сотрудники, не попавшие в разряд «ключевых». Что потребует от руководителей и специалистов по работе с персоналом поиска новых средств для материальной и нематериальной мотивации сотрудников.
Впрочем, вполне возможно, что эйчар, способный искать, находить и вдохновлять с минимальными затратами, сам станет цениться на вес золота. Ведь смогли же, в конце концов, создатели «Шестиструнного самурая» снять культовый фильм, потратив всего пару миллионов «зелени». Правда, костюмы им пришлось искать на помойках, артистов затащить в Долину Смерти, а снимать свой шедевр — на камеру Panavision 1941 года. Но все это, как говорится, дело житейское. Новое время ждет новых героев. Веселых и находчивых.
МНЕНИЕ. Андрей Иваненко. Руководитель отдела продаж, поисковик вакансий и резюме jooble.com.ua
— Ситуация на рынке труда в ноябре продолжила усугубляться, количество вакансий по сравнению с октябрем упало на 12,5%, в то же время количество резюме выросло почти на 15%. Все эти тенденции свидетельствуют о том, что сейчас условия на рынке труда диктуют работодатели.
Больше всего пострадали специалисты, работающие в сфере маркетинга, количество новых вакансий уменьшилось на 57%, при этом средняя зарплата сократилась на 22%. Компании в первую очередь сокращают маркетинговые бюджеты, а соответственно — и отделы, которые их расходуют.
Кто выиграл? Очень сильно выросли в цене андеррайтеры в страховании — за последние три месяца их средняя зарплата выросла почти на 50%. Именно они составили немалый процент вакансий страховых компаний. Всего за один месяц на 14% увеличился и спрос на специалистов по задолженности.
Помимо этого, стал еще более заметен дисбаланс между спросом и предложением — потребностью работодателей в высококвалифицированных специалистах и большим количеством соискателей, не дотягивающих до этого уровня. Эта тенденция наиболее заметна в сфере услуг, в сфере управления персоналом и IT.
|
|