ИНСАЙТЫ | Персонал 25 февраля 2009 г.

Звезды про запас

Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№6, февраль 2009)

Все, кто помнит ажиотажные закупки хозяйственного мыла, соли и спичек в перестроечные годы, легко смогут понять тех, кто любит делать запасы. Даже если это касается персонала.

Казалось бы, что общего у логиста со специалистом по персоналу? Один заведует транспортными потоками, а второй — человеческими. Грузы концентрируются на складах, а люди? Некоторые из них даже не догадываются о том, что сведения об их трудовом пути хранятся в банке данных компании или рекрутингового агентства и в любой момент могут быть извлечены и представлены на рассмотрение потенциальному работодателю. И хотя кризис вынудил приостановить набор новых сотрудников и продвижение старых, специалисты по персоналу, еще не успевшие забыть мучительный кадровый голод, наконец получили возможность выбирать и откладывать резюме «про запас». Они делают это в надежде на то, что в один прекрасный день компания снова станет расти и развиваться, а их труды не пропадут даром.

На скамье запасных

Хотя ситуация на рынке труда изменилась, и условия ныне диктует работодатель, дефицит по ряду должностных позиций, которые являются стратегически значимыми для компании, по-прежнему сохранился. Именно для них, по мнению Елены Проскуры, практикующего HR-консультанта, ведущего преподавателя Moscow Business School, и необходимо формировать кадровый резерв. «Это те самые ключевые сотрудники, от которых зависит успех в достижении бизнес-целей. Даже если эти позиции закрыты, потери от скоропалительного ухода таких специалистов будут достаточно высоки», — считает г-жа Проскура.

Однако на сегодняшний день, занимаясь выявлением «запасных звезд», излишне увлекаться совершенствованием их профессиональных навыков эксперты все же не советуют. «В период кризиса блок, связанный с активным развитием, можно либо минимизировать, либо отложить до лучших времен. Если сейчас вы активно займетесь развитием, то вам необходимо будет создать возможность для реализации полученных знаний и потенциала. Иначе может возникнуть ситуация, что ваш резервист «перегорит». В итоге он либо будет искать другого работодателя для реализации себя, либо это послужит демотивирующим фактором и повлияет на уровень его производительности труда», — считает Елена Проскура. А в качестве рецепта от этих неприятностей г-жа Проскура советует привлекать подающих надежды сотрудников для обсуждения производственных задач в рабочие группы или внедрить выпускной проект как инструмент оценки качества прохождения обучения с последующей возможностью реализации. Кроме того, такой подход не предполагает существенных затрат, что особенно актуально в период кризиса. Ведь традиционно основной статьей расходов (не менее 70%) при работе с кадровым резервом было дорогостоящее обучение «запасных» сотрудников.

Также один из очевидных рисков — это реакция работающих в компании сотрудников на резервистов. «Часто у руководителей различных уровней существует трудно преодолимый страх за свое место в компании, за свою компетентность, ведь для замещения занимаемой ими должности готовят более профессиональных кандидатов. Иногда это может перерасти даже в открытый саботаж работы резервных менеджеров», — рассказала Лилия Куликовская, и. о. директора департамента управления персоналом СК «Allianz Украина».

При этом, как отмечает г-жа Куликовская, «существуют разные подходы к работе с внутренним кадровым резервом в компании. Можно проводить работу с резервом негласно, закрыто, обсуждая в «узком кругу» результаты развития сотрудников и их продвижение. Можно работать с резервистами открыто. И если компания хочет создать кадровый резерв и работать с ним системно, то лучше выбрать именно доступный и прозрачный подход его формирования».

Впрочем, на период кризиса Аркадий Кураш, HR-консультант, рекомендует более внимательно взглянуть на возможности и способности работающих сотрудников — с тем, чтобы впоследствии заняться их развитием.

«А всю энергию я посоветовал бы сейчас направить на формирование не внутреннего, а внешнего резерва. Даже несмотря на то, что в среде эйчаров превалирует мнение, что сейчас работу ищет «балласт» — некомпетентные и ничем не выдающиеся сотрудники. Я не могу с этим согласиться — многие компании в панике увольняли без разбора, и сейчас на рынке труда оказалось немало квалифицированных специалистов. Потом этих людей уже будет днем с огнем не сыскать», — уверен г-н Кураш.

Временно за бортом

Традиционно под кадровым резервом всегда понимался некий внутренний ресурс, который можно использовать для замещения той или иной вакантной должности, чаще управленческой. «Когда дефицит на рынке труда был особенно ощутим, специалисты по подбору стали заниматься формированием внешнего кадрового резерва из соискателей, которые, по той или иной причине, на этом этапе не соответствовали требованиям. Так появилось понятие «внешний кадровый резерв», — рассказала г-жа Проскура.

По сути, внешний кадровый резерв представляет собой базу данных, где хранится информация о кандидатах, которые могли бы заинтересовать компанию при условии наличия подходящих вакансий. Но возможность в любой момент призвать к работе нужных людей таит в себе сложности, которые могут сделать эту картину менее радужной. Из двадцати резюме через два года можно будет найти координаты примерно 12-15 человек. Из них только трое или четверо согласятся прийти на встречу, чтобы выслушать предложение. Еще одного-двух кандидатов смогут порекомендовать те, кто отказался прийти на собеседование. Вся эта про­цедура, включая поиски устаревших контактов, телефонные переговоры и собеседования, займет не менее 25 часов рабочего времени без гарантии положительного результата.

В то же время наиболее благодарными резервистами были, есть и будут студенты вузов, которых время от времени можно привлекать к выполнению несложных поручений.

Их основной плюс: во время учебы они не находятся в активном поиске работы.

Как и при формировании внутреннего кадрового резерва, существуют различные подходы к работе с резервом внешним. «Закрытая» схема работы — предполагает простой сбор резюме кандидатов, потенциально интересных компании, и их структурирование, а «открытая» — имеет место, когда собеседования проводятся впрок и кандидаты дают свое согласие на внесение их в кадровый резерв компании. При этом чаще всего (и это подтверждено целесообразностью таких подходов) к первой схеме прибегают небольшие компании, работающие в узких сегментах рынка. А ко второй — крупные торговые сети и компании, работающие в сфере общественного питания, заинтересованные в привлечении как можно большего числа потенциальных кандидатов.

МНЕНИЕ. Максим Муровайко, менеджер по связям с общественностью портала rabota.ua

— На рынке недвижимости как минимум до лета не предвидится особых изменений. На сегодняшний день лишь небольшая часть банков готова предоставлять кредиты на покупку жилья, поэтому востребованность риелторов продолжает снижаться.

Незначительное увеличение количества вакансий для PR-менеджеров можно объяснить тем, что большинство из представителей этой категории попали под сокращение в первую волну увольнений. На данный момент некоторые компании ощутили нехватку таких специалистов и стали снова возвращать их на рабочие места. Однако уровень зарплат, который предлагают работодатели, снизился на 30-50%.

Аналогичная ситуация сложилась и с маркетологами, оклады которых также имеют заметную тенденцию к снижению, что отражает общее состояние дел на рынке труда. Фиксированная часть оклада снизилась у менеджеров по сбыту и рекламе, а также у всех представителей фронт-офиса. И только профессиональные кризис-топ-менеджеры могут рассчитывать на то, что уровень их дохода останется прежним или даже возрастет.






ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Мой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизниМой компас в бурные времена. В профессиональной и личной жизни
Персональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутациюПерсональный ребрендинг. Как изменить свой имидж, сохранив репутацию
Вы можете больше. Как находить работу и строить карьеруВы можете больше. Как находить работу и строить карьеру

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)