Что делает презентацию эффективной? На этот вопрос можно найти массу ответов как от людей, успешно представляющих свои идеи либо продукты, так и от профессионалов, которые изучили наверное уже все нюансы, связанные с этой областью.
По-настоящему эффективная презентация держит вас в напряжении все время, независимо от того, смотрите ли вы ее онлайн или присутствуете на выступлении лично. Существует множество примеров презентаций, которые люди с удовольствием просматривают даже по прошествии значительного времени. Достаточно вспомнить знаменитую презентацию iPhone Стивом Джобсом в 2007 году, которая остается одной из самых влиятельных в бизнес-среде.
Что же, кроме харизмы докладчика, может быть общего у всех эффективных презентаций? Давайте остановимся на ключевых факторах, внимание к которым может превратить даже невыразительное выступление в, как минимум, качественное.
1. Эффектное начало / конец
Хорошие навыки презентации могут помочь вам сразу же увлечь аудиторию. Как показывают многие исследования, если вы сможете сразу же заинтересовать аудиторию, то велика вероятность того, что она будет слушать вас до конца презентации. Удивите своих слушателей, попросите их представить себе что-то или подумать о ситуации «что-если». Также нужно дать общее представление о времени и структуре вашей презентации. Будет полезно, если структура будет отображаться в сокращенном виде в течении всего выступления.
То, как вы закончите презентацию, не менее важно, чем то, как вы ее начнете. Слабая концовка может оставить аудиторию без какого-либо вдохновения на действия. Хорошее же завершение будет мотивировать их и поможет уйти позитивно настроенными. Например, включите призыв к действию, завершите презентацию запоминающейся вдохновляющей цитатой, а также не забудьте искренне поблагодарить и выразить признательность за время, проведенное с вами.
2. Контакт с аудиторией
Выступая, важно, чтобы ваша аудитория общалась с вами, а вы — с ней. Идеально — чувствовать себя так, будто бы вы разговариваете со своими друзьями.
Для того чтобы дать каждому из ваших слушателей почувствовать свою значимость и вызвать у них ощущение личного обращения, особенно важно поддерживать зрительный контакт с аудиторией во время презентации. Это не только придает уверенности, но и помогает людям установить контакт с вами и вашей темой.
Как это можно реализовать:
- Найдите в аудитории человека, который, кажется, искренне заинтересован в теме и внимательно слушает. Установите зрительный контакт с ним в начале презентации. Когда вы начнете чувствовать себя более спокойно и уверенно, окиньте взглядом аудиторию и обратитесь к другим слушателям. Далее продолжайте возвращать взгляд к первому лицу, чтобы оставаться спокойным на протяжении всего выступления.
- Другой вариант — найти в комнате фиксированную точку (предпочтительно на стене позади аудитории), которую вы зафиксируете в начале презентации. Как и в первом примере, после достижения уверенности вы можете позволить своему взгляду блуждать по аудитории и снова и снова возвращаться к ранее выбранной фиксированной точке.
При проведении презентации в интернете следите за тем, чтобы всегда оставаться видимым для аудитории, поэтому избегайте совместного использования экрана и закрытия себя от просмотра.
3. Сторителлинг
Еще один из способов создания контакта — поделиться личной историей в начале презентации, чтобы создать более интимную атмосферу в аудитории. Поделитесь чем-то, с чем вы боролись, или общей проблемой, с которой могут соотнести себя члены вашей аудитории, или расскажите увлекательную историю, раскрывающую ваши ценности и опыт. Анекдот, который покажется вашей аудитории забавным, тоже подойдет, лишь бы он был связан с вашей темой.
Сторителлинг — это мощный способ установить контакт с аудиторией с самого начала, поэтому стоит подумать о включении элемента истории в вашу презентацию, чтобы создать такую связь.
4. Простота подачи
Эффективная презентация всегда проста и понятна. Если вы сделаете грандиозную презентацию с большим количеством фактов, цифр и продуманных деталей, это не сделает ее более эффективной или продвинутой. Важно попасть в нужные точки и оставить аудиторию под впечатлением и определенным убеждением.
Для того чтобы люди были вовлечены в процесс от начала до конца, уберите все, что не поддерживает ваше повествование или не добавляет ему существенной ценности.
Во время выступления всегда старайтесь концентрироваться на основных моментах и не отвлекаться на сторонние темы или несущественные детали. Лучше не тратить слишком много времени на объяснение сложных теорий или терминов. Если это все-таки необходимо, дайте краткое, сжатое изложение понятий, с которыми аудитория может быть не знакома. Однако большую часть выступления сфокусируйте на той информации, которую слушателям будет легче понять.
Избегайте также больших блоков текста, чтобы не перегружать аудиторию информацией. Упростите свою презентацию, используя хорошо читаемые шрифты и согласованную цветовую гамму. Также не забудьте выбрать простой, но привлекательный фон, который не будет слишком насыщенным и подчеркнет визуальные элементы вашей презентации.
5. Эффективные паузы
Выступая с презентацией, следует помнить, что вы уже несколько раз слышали ее содержание, а ваша аудитория, скорее всего, нет. Поэтому людям нужно дать достаточно времени, чтобы прочитать и понять содержание ваших слайдов.
Использование пауз в повествовании — один из самых универсальных инструментов в арсенале выступающего. И все же очень немногие делают это достаточно хорошо. Пауза, если ее правильно использовать, может многое добавить к вашей презентации или выступлению. Делайте паузу до, во время или после того, как вы сказали то, что хотели бы подчеркнуть. Пауза между двумя разными частями презентации может показать аудитории, что сейчас будет что-то новое. А быстрая пауза может помочь вам вспомнить следующий пункт, и слушатели даже не заметят, что вы что-то забыли сказать.