Большая розница
Книга об избавлении от ограничений в розничных сетях
Автор: Ксения Бородаченко
Источник: "БИЗНЕС" (№33, 2011)
Едва начинаешь читать книгу "Я так и знал!", становится понятно, что писатель и бизнесмен Элияху Голдратт, автор теории ограничений (ТОС, см. "Человеческим языком"), решил не ограничиваться написанием только бизнес-повести.
Новая книга имеет форму художественной повести, в ней сразу несколько сюжетных линий, которые должны подтолкнуть читателей к качественным изменениям в управлении их предприятиями. Автор объясняет выбор такой формы возможностью легко и понятно донести до читателя суть концепции ТОС: нет нужды приводить десятки примеров из опыта компаний в подтверждение предложенных постулатов, ведь весь текст — это один масштабный пример использования концепции, пусть и вымышленный, зато обобщающий практику многих реальных предприятий. Спору нет, с формой автор угадал: книга действительно прочитывается на одном дыхании, поскольку не усложнена излишним морализаторством и многократным повтором главных рекомендаций.
Да и с содержанием все в порядке. Если в книге "Цель" речь шла о совершенствовании бизнес-процессов в производственных цехах, то теперь все внимание сосредоточено на тех проблемах, которые испытывают большинство розничных сетей при управлении закупками, контроле над запасами и попытках увеличить уровень сбыта.
В частности, перед героем книги Полом Уайтом, управляющим сетевым магазином домашнего текстиля Hannah’s Shop, поставлен серьезный вопрос: создавать дополнительные запасы, загромождая ценное пространство, или же держать в магазине минимум товара, рискуя при этом уменьшить объемы реализации?
Например, привезти ли в магазин скатерть каштанового цвета, которой интересовалась сегодня пожилая дама? Ведь если не привезти товар со склада, торговая точка рискует потерять покупателя, возможно, даже навсегда. Но и доставив скатерть в магазин, управляющий не получит гарантий, что клиент вернется за товаром, т.е. на складе может снова появиться товар, только зря занимающий площадь. Кто знает, когда эта скатерть приглянется покупателю в следующий раз?
Человеческим языком
Теория ограничений (Theory of Constraints, TOC) — концепция менеджмента, предлагающая концентрировать организационные ресурсы на устранении ограничений (противоречий между сроками и качеством, стоимостью и затратами, требуемой производительностью и имеющимися ресурсами), которые мешают компании полностью реализовать потенциал.
|
Впрочем, управляющему особо нечего терять: из десяти магазинов этого региона его торговая точка находится на восьмом месте по прибыльности, а щедрая дисконтная акция и яркая вывеска "Скидка 50%!" ситуацию почему-то не исправляют. В дополнение ко всему на складе торгового центра, в котором располагается магазин, прорывает трубу, поэтому основную часть товара на время приходится перевезти на региональный склад.
Иными словами, ситуация крайне незавидная — г-н Уайт даже подумывает об увольнении и мечтает о некоем магическом кристалле, который мог бы предсказывать, что его клиенты захотят купить завтра. Однако "всемирный потоп" на складе торгового центра на деле оказался "манной небесной" — за весьма короткое время после него магазин вышел по финансовым показателям на первое место в регионе. Например, уровень сбыта вырос более чем на 20%. При этом оборачиваемость запасов торговой точки увеличилась в пять раз.
С этого момента книгу, пожалуй, можно считать детективом: все силы героев — управляющего, руководителя регионального склада, директора по закупкам — брошены на то, чтобы понять, в чем же секрет ошеломляющего успеха, буквально свалившегося на магазин. Ведь до прорыва трубы дела шли из рук вон плохо.
Поскольку книгу автор этой статьи прочитала полностью, то могла бы и дальше в красках пересказывать все описанные в ней перипетии, однако вынуждена остановиться — так называемые спойлеры (информация, которая раскрывает все подробности сюжета художественного произведения. — Ред.) все-таки считаются плохим тоном и портят удовольствие тем, кто решил прочесть книгу самостоятельно.
Поэтому только намекнем читателю, что все дело действительно в пресловутом прорыве трубы в торговом центре и последствиях аварии, а что именно поменялось в менеджменте магазина, пусть уж узнают сами. А потом достигают подобных результатов: то ли внедряя похожие схемы управления, то ли изобретая магический кристалл, предсказывающий спрос…
|