Уроки лидерства Стива Джобса
Автор: Марина Эфендиева
Источник: BFM.ru
Если вы способны создать продукт, который сможет удовлетворить потребность, то он станет предметом первой необходимости, уверяет автор книги «Стив Джобс. Уроки Лидерства» Джей Эллиот.
Книг о компании Apple и ее харизматичном лидере — Стиве Джобсе — написано великое множество. «Стив Джобс. Уроки Лидерства» — еще одна книга воспоминаний о работе бок о бок с этим, по признанию большинства знакомых с историей Apple Computers, великим человеком. Автор книги — Джей Эллиот — долгое время занимал пост старшего вице-президента Apple и также выполнял, по его собственным словам, роль «старшего товарища» и в чем-то даже «наставника» Джобса.
В истории Apple и людей, связанных с ней, много необычного. Встреча Джобса с Эллиотом, описанная в книге, также выходит за рамки представлений о том, как подыскиваются вице-президенты. Они познакомились случайно, в ресторане и разговорились об интересной статье, которая была посвящена трагической истории Eagle Computer. По стечению обстоятельств, Эллиот так и не получил работу в этой компании. Зато получил другое место — в молодой компании, изменившей технологический мир.
Стив Джобс, с присущей ему напористостью, сделал Эллиоту предложение, от которого тот не смог отказаться, несмотря на все сомнения. С этих пор автору книги пришлось не раз сталкиваться со сложными проявлениями характера Джобса, к которому Эллиот, похоже, одновременно испытывает что-то вроде благоговения и отеческого снисхождения.
На протяжении всего повествования Эллиот множество раз называет Джобса одержимым. Эта одержимость проявлялась во всем — от идей, до отношений к людям и продуктам. Идея создания продукта, дружественного по отношению к пользователю, стала для Джобса настоящей религией.
Но идея не пришла к Джобсу мгновенно: она родилась из цепочки на первый взгляд не связанных между собой событий — от знакомства с тихим и скромным инженером Стивом Возняком, который позже стал вторым основателем и «техническим мозгом» Apple, до визита в исследовательский центр Xerox в Пало-Альто (PARC). «После визитов в PARC, Стив решил изменить мир, — пишет Эллиот. — Несомненно, именно это он и сделал».
Стив Джобс преодолевал трудности, добивался успехов и изменял мир, следуя своим собственным пристрастиям, пишет Эллиот. Быть может, именно этой одержимости не хватает многим начинающим новый бизнес предпринимателям. «Первоклассный продукт может создать только одержимый этим продуктом человек», — уверен автор книги. Спорить с тем, что Джобс был одержим компьютерами, вряд ли будут знакомые с ним люди.
При том, что у Стива Джобса, по выражению Эллиота, «технических знаний или способностей было не больше, чем у мизинца Воза [Стива Возняка]», ему удалось овладеть всеми тонкостями компьютерных технологий и научиться видеть их будущее.
Конфликты и разногласия
Как раз с людьми у Джобса все складывалось совсем не гладко — о его резкости и неприятии слов «нет», «нельзя» и «невозможно» до сих пор складываются легенды. Несмотря на его умение заражать окружающих своими идеями, Джобс растерял на пути к успеху немало близких людей.
О манере Джобса проводить собеседования слышали многие. Этот одержимый делом человек терпеть не мог посредственностей — он мог растоптать человека только за то, что у того оказывалось недостаточно знаний или увлеченности в том или ином вопросе.
«Преуспевающим людям, имеющим собственное видение будущего, иногда не хватает навыков общения, и они не утруждают себя вежливостью и тактичностью», — пишет Эллиот, описывая один из таких эпизодов.
Но буквально через несколько страниц читатель понимает, почему люди все-таки тянулись к Джобсу. «Он мог держать огромную аудиторию в завороженном состоянии на протяжении часа или двух», — вспоминает Эллиот.
Известно, что сотрудники Apple, которые работали непосредственно в команде Джобса, могли проводить в офисе по 24 часа в сутки и не останавливались до тех пор, пока не разбирались с проблемой. Сам Джобс мог возникнуть в отделе разработчиков в любой час дня или ночи, чтобы срочно обсудить посетившую его идею или поторопить команду.
При отсутствии какой-либо жалости и тактичности по отношению к другим людям, Джобс был настолько зажигательным в своей страсти к технологиям, что не мог не привлекать к себе единомышленников.
Главные вехи
Из воспоминаний Джея Эллиота читатель может не только лучше узнать о сложной, многосторонней личности Стива Джобса. История главных продуктов Apple — от первых компьютеров до iPhone и iPad, разногласия в топ-менеджменте «яблочной» корпорации, провальные идеи, так и не ставшие продуктами — все это описывается на страницах книги «Стив Джобс. Уроки Лидерства». Здесь же можно найти примеры и полезные советы по построению бизнеса и работе с командой.
Но главное, что можно из нее извлечь — понимание, каким должен быть настоящей лидер успешной и претендующей на мировую известность компании.
Джобс совершил немало ошибок, но ему простили все — не потому, что он ушел из жизни, а потому, что даже враги признают его настоящую страсть в работе, любовь к собственному делу, умение предсказывать потребности потребителей и талант «продавать» всем то, что нравилось ему самому.
Возможно, книга поможет тем, кто в чем-то сомневается, приобрести уверенность. Читая про отношение великого фанатика Джобса к своему детищу — Apple — невольно проникаешься его идеями, его верой и настроем. «Не слушайте людей, которые говорят, что чего-то нельзя сделать», — говорил Джобс, и сам следовал именно этому совету.
Есть множество книг, где высказывания Джобса о том или ином событии разобраны на цитаты, но тем, кто хочет действительно понять, в чем заключался секрет лидерства Джобса, стоит потратить время на знакомство с еще одним произведением этой серии. Кстати, читается сочинение Джея Эллиота на удивление легко.
|