Под изменчивый мир
Автор: Ксения Бородаченко
Источник: "БИЗНЕС" (№24, 2012)
Пожалуй, если прикинуть, сколько за последние лет пять БИЗНЕСу встречалось изданий о целеполагании и оплате труда по результату, счет будет идти на сотни. Но на этот раз нам в руки попала своего рода "полемическая литература" — книга Нильса Пфлегинга, соучредителя исследовательской организации "За рамками бюджетов" (г.Лаймингтон, Великобритания; с 1998 г.), объясняющая, почему вышеупомянутые инструменты иногда не работают.
"Общепринятая модель управления эффективностью основана на следующем обещании: "Дорогие сотрудники, мы ставим перед вами ясную цель, если вы ее достигнете — получите вознаграждение, если нет — будете наказаны". Звучит просто, логично, вне всяких сомнений", — соглашается автор.
Однако, по его словам, в условиях применения этого подхода производительность и результативность компании зачастую находятся под вопросом. Проблема заключается в том, что и экономика, и общество изменились, а методы и принципы менеджмента остались прежними: "Мы пытаемся справиться с задачами XXI века при помощи философии и ценностей XX века".
В целом книга посвящена альтернативным методам управления, при этом объясняется, чем так плохи привычные постановка фиксированных целей, индивидуальная оценка сотрудников, политика вознаграждений на основе эффективности или сравнения позиций "план — факт" и т.д.
В частности, автор приводит мнение Уильяма Эдвардса Деминга, праотца систем управления качеством:"Количественная цель приводит к искажениям и очковтирательству, особенно в ситуациях, в которых система не в состоянии достичь цели. Каждый будет достигать именно тех показателей (целей), которые ему предписаны. Никто не несет ответственности за наносимый таким образом вред".
В чем конкретно заключается этот вред, читателю тоже подробно поясняют, благо за примерами далеко ходить не надо. Скажем, современные системы вознаграждения показывают, что уровень пенсий топ-менеджеров в некоторых американских автомобильных компаниях рассчитывается исходя из рентабельности предприятия в последние несколько лет перед выходом менеджера на пенсию.
Полагаем, ответ на вопрос: "Что выберет менеджер в таких условиях: инвестиции в долгосрочные исследования и разработки или использование каждой возможности для сокращения издержек, увольнений и максимизации краткосрочных показателей?" — более чем очевиден: руководитель, скорее, позаботится о собственном благополучии и комфорте своего семейства.
Еще один пример взят уже из работы полиции, которая тоже поддалась "эпидемии показателей результативности и фиксированных целей". Так, если имеет место бытовой скандал между мужем и женой, данный факт нередко регистрируется как два отдельных происшествия — по одному скандалу с каждой стороны. Соответственно, после выяснения обстоятельств в обоих делах отмечается"выяснено, не имело дальнейших последствий". Бесспорно, этот прием увеличивает процент раскрываемости…
Господин Пфлегинг не приветствует подобные манипуляции с цифрами и предлагает попрощаться с верой в "механическую организацию": "Она свой век отжила". Чтобы расставание прошло правильно и эффективно для компании, он создал концепцию, включающую в себя двенадцать принципов (см. "Концепция управления…").
Первые шесть из них призваны создать условия для лидерства, основанного на расширении полномочий, остальные же описывают факторы, обеспечивающие гибкость в процессах управления результативностью компании.
Концепция управления "за рамками бюджетов"
- Ориентация на клиента — акцент на повышение уровня удовлетворенности
- Ответственность — создание сети небольших единиц, ответственных за достижение результата
- Эффективная среда — основанная на высокой конкурентоспособности команды
- Свобода действий — предоставление свободы принятия решений децентрализованным командам, в том числе работающим с клиентами
- Управление — руководство на основе четко сформулированных целей, ценностей и ограничений
- Прозрачность — доступ всех к информации
- Постановка целей — постановка гибких целей, ориентированных на постоянное улучшение
- Вознаграждение — оценка общего успеха и вознаграждение на основе улучшения
- Планирование — как непрерывный процесс, ориентированный на действие
- Контроль — на основе относительных показателей результативности
- Ресурсы — предоставление ресурсов по необходимости, без предварительного планирования, локально
- Координация — динамичная корректировка действий и планов
|
|