Дизайн-мышление для менеджеров
Автор: Дмитрий Горин
Источник: Searchengines.ru
В последнее время зарубежный рынок бизнес-литературы переживает настоящий натиск изданий, пропагандирующих дизайн-стратегии и дизайн-мышление. Такое модное направление пока лишь робко «переминается с ноги на ногу» на пороге отечественной коммерции. Поэтому книгу Жанны Лидтки (Jeanne Liedtka) и Тима Огилви (Tim Ogilvie) «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров» (Designing for Growth: A Design Thinking Tool Kit for Managers) можно назвать одной из первых, переступивших этот рубеж.
Жанна Лидтка уже четверть века преподаёт на кафедре стратегии, этики и предпринимательства Дарденской школы бизнеса Университета Вирджинии. В прошлом занимала должность исполнительного директора в институте Баттена при Дарденской школе, — он был основан, чтобы развивать передовые практики в сферах предпринимательства и инноваций. Жанна читает курс по дизайн-мышлению, инновациям и органичному росту студентам MBA и руководителям. Её новые исследования посвящены возможностям дизайн-мышления в комплексных стратегических дискуссиях о будущем организаций. Журнал BusinessWeek назвал предыдущую работу Лидтки "Катализатор: Как вы можете стать лидером чрезвычайного роста" (The Catalyst: How You Can Become an Extraordinary Growth Leader) одной из лучших книг 2009 года о дизайне и инновациях.
Тим Огилви (он даже не тёзка «отца рекламы» Дэвида Огилви, в оригинале их фамилии пишутся немного по-разному) — главный исполнительный директор консалтинговой компании Peer Insight, которая специализируется на стратегических инновациях. Среди его клиентов — Bank of America, Hallmark, Hewlett-Packard, Pfizer, Procter & Gamble и другие гиганты. Кроме того он консультировал правительства пяти государств, содействовал политике инноваций в разных странах — от США до Европейского союза и Тайваня. В 2007 году стал одним из соавторов книги Seizing the white space: innovative service concepts in the United States. В ней описаны основания для сервисных инноваций, которые сегодня используют общественные деятели и ведущие частные фирмы ЕС.
Книгу «Думай как дизайнер» Лидтка и Огилви начинают с простого посыла: когда дело касается развития и инноваций с помощью дизайна, обычные люди оказываются не в своей тарелке. Этот процесс кажется им таинственным, непредсказуемым и очень запутанным: «Мы разводим руками и продолжаем корпеть над электронными таблицами и результатами маркетинговых исследований, пытаясь отыскать очередное волшебное средство — очередной катализатор роста».
Чтобы сделать процесс дизайна более простым и управляемым, авторы книги делят его на четыре основные фазы и предлагают десять инструментов для объединения дизайнерского и традиционного делового подходов. А ещё переводят словарь дизайна на деловой язык, раскрывают связь между дизайн-мышлением и прибыльным ростом, дают шаблоны для управления проектами. То есть каждый может научиться этому и более-менее успешно повторить.
«Многие считают, что дизайн-мышление начинается с брейншторминга, а некоторые даже думают, что на нем оно и заканчивается! Но [...] процесс дизайна начинается буквально «здесь и сейчас». Инновационные идеи вырастают из аналитической картины нынешней ситуации. Без этой картины воображение окажется на голодном пайке», — подчёркивают Лидтка и Огилви.
Каждый шаг своей инструкции они иллюстрируют реальными примерами из жизни менеджеров, которые не учились дизайну, однако применяют дизайн-мышление для обеспечения инноваций и роста своих организаций. Причём сферы деятельности их фирм далеки друг от друга — аудит, медицина, социальная сфера, образование...
Книга «Думай как дизайнер» хорошо структурирована и даёт чёткую ориентацию на преимущества каждого шага и метода создания проекта. Вместе с тем она достаточно проста, чтобы не запутать читателя-новичка. Я бы рекомендовал её студентам, изучающим бизнес. Работа может быть полезной для чтения в дискуссионных группах, которые проводят учебные исследования и хотят организовать процесс проектирования.
Впрочем, как я уже упоминал, дизайн-мышление пока ещё новая тенденция для нашего бизнеса, и работа Лидтки и Огилви хорошо подходит для знакомства с ним.
Но есть и ещё одна рекомендация: эту книгу не стоит покупать в электронной версии для чтения в Kindle. Истории и примечания, сопутствующие основному тексту, в печатном варианте сделаны голубым и бледно-серым шрифтом, да ещё и помещены на голубой и тёмно-серый фоны. В электронном виде эти абзацы и даже целые страницы становятся серыми на сером и превращаются в практически нечитаемые. А мелкие надписи на некоторых диаграммах не поддаются детальному масштабированию в ридере.
В целом я бы рекомендовал книгу «Думай как дизайнер» только в бумажной версии — в качестве пособия для новичков в дизайн-сервисе и дизайн-мышлении. Она поможет им понять, как и где можно использовать комбинацию творческого и традиционного подходов для инноваций и роста.
|