Не работайте с м*даками: что делать, если они вокруг вас
Автор: Дмитрий Горин
Источник: Searchengines.ru
Небольшое предупреждение тем, кому слово из заголовка кажется вульгарным или оскорбительным: если по этой причине вы не возьмёте книгу Роберта Саттона (Robert Sutton) «Не работайте с м*даками» (The No Asshole Rule: Building a Civilized Workplace and Surviving One That Isn't), то окажете себе медвежью услугу. В оригинале автор вообще использует слово asshole, которое в английском относится к табуированным (у нас — к бранным). Однако даже редакторы солидного журнала Harvard Business Review посчитали допустимым оставить его в эссе, из которого впоследствии и родилась эта книга. Просто точнее не скажешь.
Какой эвфемизм ни придумай для таких людей — «чудак на букву М», «сволочь», «стерва», «язва», «козлина», «урод» — их суть останется неизменной: «они бесят, унижают окружающих и портят жизнь коллегам — вышестоящим и подчинённым, а порой от них достаётся даже клиентам и потребителям». Книга Боба Саттона даёт практические идеи и советы, которые позволяют ограничить влияние гадов, максимально сократить ущерб, который они наносят вам и вашей работе. Если вы с такими не сталкивались, вам крупно повезло. Говорю без иронии.
О Бобе Саттоне я писал в обзоре книги «Хороший рост, плохой рост». Сейчас лишь упомяну, что он — профессор Стэнфордского университета и автор книг по менеджменту, шесть из которых (включая «Не работайте с мудаками») вошли в список бестселлеров New York Times.
Как и положено учёному, автор начинает с определения термина. Тех, у кого не задался день, он называет «временными мудаками», а постоянных негодяев — «сертифицированными». В первой роли периодически оказывается каждый из нас («Если вы никогда, ни разу в жизни, не вели себя как мудак, пожалуйста, незамедлительно свяжитесь со мной — я хочу знать, как вам удалось совершить этот сверхчеловеческий подвиг»). Вторые же систематически повторяют одно или несколько действий из списка, который автор окрестил «грязной дюжиной».
При этом конфликтные сотрудники — не только психологическая и моральная проблема коллектива. Саттон убедительно доказывает, что такие типы причиняют и серьёзный экономический ущерб организациям, в которых работают. Он предлагает подсчитать ОЗМ — «общие затраты на мудаков», — исходя из внушительного перечня возможных расходов и взяв наименьшие суммы по каждой статье. В книге приведён пример одной из компаний Кремниевой долины, которая вычислила ОЗМ на одного сотрудника: 160 тысяч долларов за год. Внушительно, правда?
К сожалению, руководство этой фирмы никак не наказало несносного негодяя, поскольку он входил в 5% самых результативных работников. И потому следующую главу Саттон посвящает развенчанию стереотипа о том, что «уникальный талант» — это универсальное оправдание для попустительства, поблажек и угодничества агрессивным мерзавцам.
Многие из нас смотрели сериалы «Доктор Хаус» и «Интерны», а некоторые даже восхищались их главными героями — Грегом Хаусом и Андреем Быковым: эти «юбер-козлы» всегда давали результат там, где остальные пасовали. К сожалению, суровая правда сильно отличается от художественного вымысла. Зачастую общий финансовый результат компании, которая отказывается от «звёздных мудаков», вырастает — даже если никто из оставшихся не дотягивает до показателей изгнанного «гения».
Впрочем, Саттон предлагает сохранить в коллективе одну-двух контролируемых «паршивых овец» в «демонстрационных целях»: «"Козёл на привязи" напоминает всем о том, как не следует себя вести, а также о неприятных последствиях нарушения правила».
При этом бизнес-гуру не призывает заменять мудаков на слабаков или вежливых клонов: «Я твёрдо верю в преимущества конфликтов и шумных споров». И если спорщики не переходят на личности и оскорбления, бурное обсуждение идей идёт на пользу любой компании.
Все рекомендации, данные в первой части, сводятся к десяти шагам, помогающим ввести, соблюдать и поддерживать правило, вынесенное в заголовок. Ну а если сволочь — ваш начальник, руководитель фирмы, клиент или, не приведи господи, вы сами? В главах 5 и 6 даны советы, как посадить на цепь своего «внутреннего козла» и как выжить среди мерзавцев в недоброжелательной обстановке.
Стив Джобс, пожалуй, занимает первую строчку среди самых несносных руководителей компаний, даже уже покинув этот мир. Тем не менее, со-основатель Apple остаётся и легендой предпринимательства, а значит — самым подходящим персонажем для главы о достоинствах мудаков. Боб Саттон признаёт, что не хотел писать о плюсах злобности: это даёт сволочам оружие для оправдания своей страсти к унижению людей. Тем не менее, как учёный, он уделил внимание и этой стороне проблемы. Хотите быть «эффективным мудаком»? Можете следовать шести ключевым урокам, которые приводит автор.
Впрочем, я мало верю в «воспитательный эффект» книг. Печатное слово воздействует только на людей, обладающих высоким эмоциональным интеллектом и способных на самокритику. А они, чаще всего, и так понимают всю ценность доброжелательного отношения к людям. Мудак же мудаком и останется, сколько книг ему ни предложи.
Однако книга Боба Саттона будет несомненно полезна топ-менеджерам, эйчарам и начальникам отделов кадров, департаментов по работе с клиентами и рядовым сотрудникам. Если вы подспудно чувствовали, что не работать с мудаками — это не только комфортно, но и экономически выгодно, в этой небольшой книге вы найдёте достаточно доказательств этому.
А потому применяйте это правило.
|