РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 2 декабря 2015 г.

Как создать стартап, который изменит будущее

Источник: Kyivstar Business HUB

От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее (Питер Тиль, Блейк Мастерс)
ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ
Множество успешных бизнесов появляются благодаря копированию уже существующих моделей и идей или их развитию. Авторы книги "От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее" (Zero to One: Notes on Startups, or How to Build the Future) Питер Тиль (Peter Thiel) и Блейк Мастерс (Blake Masters) называют это движением от единицы к двойке и дальше. Однако создание чего-то совершенно нового — это шаг от нуля к единице, истинный акт творения. Но дело не только в том, что это звучит красиво. Любой бизнес, даже крупный и прибыльный, не сможет оставаться таковым долго, если он не будет инвестировать в движение от нуля к единице. Рынок не сможет развиваться, если он будет лишь эксплуатировать имеющиеся бизнес-модели. Данная книга повествует о том, как создавать компании, способные производить настоящие новшества.

Будущее и прогресс

Когда мы говорим «будущее», то чаще всего подразумеваем прогресс. Однако это понятие, по мнению авторов, можно трактовать неоднозначно. Они выделяют два вида прогресса: вертикальный и горизонтальный. Горизонтальный (или экстенсивный) — это то самое движение от единицы к двойке и так далее, то есть повторение уже существующих лучших практик, копирование бизнес-моделей.

На мировом уровне горизонтальный прогресс выражается в глобализации: когда что-то, работающее в одной стране, переносится в другую. Типичным примером глобализации является Китай. Стратегией этого государства в течение долгих лет было копирование того, что они видят в развитых странах. Причем необязательно последовательно, как это происходило за рубежом: так, можно сразу перейти к беспроводной связи, а не строить сначала наземные линии.

Вертикальный (или интенсивный) прогресс — появление того, чего прежде вовсе не существовало. Это переход от нуля к единице. Главное слово, которое описывает данный вид прогресса, — технологии. Речь идет не только о компьютерных технологиях, хотя именно они в последние десятилетия активно развиваются. Технологией, по мнению авторов книги, можно считать любой новый и более продуктивный способ действий.

Считается, что будущее мира обеспечит именно глобализация, однако Питер Тиль не согласен с этим тезисом. На самом деле технологии — гораздо важнее. Если представить себе, что Индия сумеет скопировать США, и все ее население будет жить так же, как средняя американская семья, это приведет к экологической катастрофе. Если Китай увеличит производство энергии вдвое — пропорционально возрастут и вредные выбросы в окружающую среду. Без появления новых технологий глобализация может привести к масштабной катастрофе.

Как этого избежать? Сегодня перед бизнесом стоит амбициозная задача: разработать и внедрить технологии, которые обеспечат истинный прогресс, а не просто масштабирование уже существующих подходов. Надеяться на огромные бизнес-конгломераты тут вряд ли стоит. «Чаще всего новые технологии рождаются в недрах новых компаний», — пишут авторы книги. Бюрократическая структура больших компаний, их нежелание рисковать — все это не способствует зарождению инноваций.

Впрочем, и в одиночку изобрести новую технологию не так-то просто. Оптимальным размером является команда из нескольких человек, то есть стартап. Они работают по такому принципу: чтобы дела делались, необходимо работать рука об руку с другими людьми, но чтобы добиться успеха, их число должно быть небольшим. Ключевой критерий при определении численности команды — сколько человек может заразить своей идеей инициатор. Эти люди, объединив свои усилия, в атмосфере свободного мышления будут способны творить настоящие чудеса.

Фундамент успеха

«Любая великая компания уникальна. Тем не менее, существуют общие для всех компаний вещи, которые необходимо делать правильно с самого начала», — убежден Питер Тиль. Он шутит, что его друзья даже вывели «закон Тиля»: стартап, в котором наделали ошибок с самого начала, исправить невозможно. Поэтому задача основателя фирмы — заложить правильный фундамент.

Во-первых, нужно внимательно отнестись к вопросам партнерства. Люди, которые станут совладельцами бизнеса, должны хорошо узнать друг друга еще до того, как компания стартует. В противном случае это будет похоже на лотерею.

Для стартапа очень важна команда, но это не означает, что можно пренебречь выстраиванием качественной структуры. Авторы предлагают внимательно посмотреть на три ветви власти в компании:

  • собственность: кто официально владеет акциями бизнеса;
  • управление: кто направляет компанию каждый день;
  • контроль: кто является лицом, принимающим бизнес-решения.

Обычно эти три функции распределены между разными людьми, однако это может существенно повысить шансы на возникновение проблем и конфликтов. Поэтому нередко целесообразно их смешать. Например, в небольших стартапах собственники могут самостоятельно осуществлять управление. А для контролирующего органа, скажем, совета директоров, целесообразно установить ограничение: не более трех-пяти человек.

Чтобы сотрудники работали эффективно, их необходимо привлекать на полную занятость. Тиль убежден, что только в этом случае они могут погрузиться в работу с головой. А чтобы их мотивировать, необязательно (а часто и бессмысленно) платить им много. Можно предложить им нечто лучшее — долю в своем бизнесе.

Также авторы предупреждают об одной распространенной ошибке: о высоких зарплатах топ-менеджеров. Питер Тиль весьма категоричен: «Ни при каких условиях зарплата директора стартапа, получившего финансирование за счет венчурного капитала, не должна на старте превышать $15 тыс. в год». Ведь щедрые оклады — это стимул к сохранению статус-кво, а не к развитию.

Успех своей компании PayPal Питер Тиль во многом объясняет тем, что он изначально стремился создать тесные, а не формальные отношения в коллективе. «Поэтому мы старались нанимать людей, которые будут с искренним удовольствием работать вместе», — говорит он. Сформировавшаяся в итоге «мафия» помогала друг другу и потом, за пределами компании PayPal, во многих проектах.

Беззаветная преданность своему делу — это нечто вроде культа. Однако в случае с созданием стартапа она часто оправдана. «Лучшие стартапы представляют собой лишь немногим менее экстремальные организации по сравнению с каким-нибудь культом», — пишут авторы. Может быть, только в таких условиях рождается по-настоящему необычная технология и возникает действительно нестандартное решение серьезной проблемы

С полной версией обзора вы можете ознакомиться здесь.




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Змеи в костюмах. Как вовремя распознать токсичных коллегЗмеи в костюмах. Как вовремя распознать токсичных коллег
Зарабатывайте столько, сколько вы стоитеЗарабатывайте столько, сколько вы стоите
Как делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу ZettelkastenКак делать полезные заметки. Эффективная система организации идей по методу Zettelkasten

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)