РЕЦЕНЗИИ | Обзор книги 1 июня 2017 г.

Смарт-сотрудничество: как профессионалы и компании преуспевают, ломая границы

Источник: Kyivstar Business HUB

Главный актив любой компании — это экспертные знания ее сотрудников: инженеров в архитектурном бюро, ученых в исследовательском институте, юристов в правовой компании и так далее. Однако сегодня практически каждая проблема требует от людей сотрудничества — решить ее в одиночку не представляется возможным, каким бы опытным и умным ни был эксперт. Какое сотрудничество можно считать эффективным? И как его достичь? Ответ — в книге Хайди Гарднер (Heidi Gardner) «Smart Collaboration: How Professionals and Their Firms Succeed by Breaking Down Silos» («Смарт-сотрудничество: как профессионалы и компании преуспевают, ломая границы»).

Smart Collaboration: How Professionals and Their Firms Succeed by Breaking Down Silos (Смарт-сотрудничество: как профессионалы и компании преуспевают, ломая границы)
» Детальнее на Amazon
Команда специалистов способна достичь результата, неподвластного никому из них по отдельности. Но в то же время командная работа обходится недешево: риски, затраты, усилия по организации совместной работы могут быть весьма высоки. Поэтому если вы не понимаете, зачем создавать команду, делать это — не самое мудрое решение.

Смарт-сотрудничество — это не просто ситуация, когда одни эксперты основывают свои выводы на информации, предоставленной другими. Это также не подход «разделяй и властвуй», когда каждый член команды отвечает за свою область и их участки не пересекаются.

Автор уверяет, что сегодня сам рынок подталкивает компании к сотрудничеству. Она выделяет два тренда, которые подтверждают ее гипотезу. Во-первых, это все более узкая специализация, которая становится нормой для многих сфер деятельности и организаций. Знания развиваются, пополняются и изменяются все быстрее, и чтобы оставаться экспертом, нужно фокусироваться, выбирать свою нишу.

Также увеличение количества знаний приводят к тому, что клиенты становятся очень грамотными и избирательными, следовательно, удивить их все труднее. Уже нет такого сильного разрыва в знаниях между покупателем и продавцом, как это было несколько десятилетий назад. Это требует от компаний постоянных инноваций. А инновации — это чаще всего командная работа, результат сотрудничества различных специалистов.

Этот тренд проявляется на двух уровнях: индивидуальном и корпоративном. Многие амбициозные профессионалы сегодня понимают, что в их интересах (в том числе по экономическим соображениям) — стать истинным экспертом в одной конкретной теме. В идеале эта тема должна быть сложна в овладении и критически важна для определенного количества людей.

Аналогично и компании осознают, что специализация персонала может стать их конкурентным преимуществом. Многие успешные сервисные организации сами подталкивают своих сотрудников к тому, чтобы они выбрали свою нишу. Скажем, компания Bain & Company, занимающаяся стратегическим консалтингом, некогда гордилась тем, что ее сотрудники — мастера на все руки. Однако сегодня ее подход совсем другой: ее партнеры фокусируются на определенной сфере бизнеса или сегменте.

Итогом этого тренда становится размывание экспертных знаний между отдельными людьми. И хотя они при этом могут становиться все более ценными специалистами, собрать их вместе для решения какой-либо задачи может быть непросто.

Вторым трендом, на который обращает внимание автор, является усложнение проблем клиентов, особенно корпоративных. Для их решения компании готовы обращаться за помощью к внешним экспертам и вовлекать их во взаимодействие со своим персоналом. А это, с одной стороны, открывает возможность для налаживания эффективного сотрудничества, а с другой — является сложным процессом.

Эффекты сотрудничества ˅
Концепция, предложенная автором книги, является достаточно прагматичной: она предоставляет компаниям немало преимуществ (как финансовых, так и связанных с человеческим ресурсом). Вот основные из них: повышение дохода и прибыли, возрастание лояльности клиентов и более легкое их удержание, а также увеличение инновационности и прозрачности бизнеса, более эффективный риск-менеджмент.

К примеру, правильно выстроенное сотрудничество между вашими специалистами и экспертами компании-клиента с привлечением людей из разных сфер позволяет сформировать взаимное доверие. Результатом становится вовлечение руководства более высокого уровня со стороны организации-клиента. И, в конечно итоге, сервисная компания получает шанс стать доверенным советником для решения сложных проблем, что означает и более высокую прибыль.

По той же причине возрастает и лояльность. Налаженные взаимоотношения между вашей компанией и организацией-клиентом привязывают его к вам, делают вас более ценным поставщиком услуг. И когда у клиента будут возникать другие проблемы, он, с большой долей вероятности, обратится именнок вам.

Когда клиент сталкивается с новым для себя вызовом, он, как правило, формирует команду для поиска решения. Многие книги о менеджменте доказывают, что команды более инновационны, чем отдельные личности. Поэтому когда клиенты обращаются за помощью к внешним экспертам, они обычно ожидают такого же подхода.

Автор подтверждает тезис о большей инновационности команд. Она провела анализ 2 млн. патентов и 20 млн. публикаций и пришла к выводу, что команды работают более продуктивно и создают инновации, имеющие большее влияние, чем независимые специалисты. Причем это справедливо даже для таких областей знания, как инженерия или социальные науки, то есть тех, где, по сложившемуся мнению, прорывы совершались гениями-одиночками.

Конечно, у сотрудничества есть и определенные ограничения. Это не панацея от всех проблем. Скажем, для рутинных или малобюджетных задач коллаборативный, мультидисциплинарный подход приведет лишь к потере времени и денег.

Исследования автора подтвердили: консалтинговые и бухгалтерские компании, которые привлекали сотрудников разных экспертных областей к совместному решению проблем клиентов, были оценены клиентами выше других по 14 различным критериям. И именно о таких командах клиенты сказали, что могли бы порекомендовать их своим знакомым.

Пять основных мыслей:

  1. Сегодня сам рынок подталкивает компании к сотрудничеству. В частности, узкая специализация становится нормой для многих организаций, а проблемы клиентов усложняются, и решить их в одиночку становится невозможным.
  2. Инновации — это чаще всего командная работа, результат сотрудничества различных специалистов.
  3. Чтобы сформировать сильную команду, уже на этапе найма компаниям стоит оценивать способность кандидатов к сотрудничеству.
  4. Экспертам-одиночкам нужно начинать привлекать коллег ко взаимодействию со своими клиентами уже сейчас, если они хотят остаться успешными в будущем.
  5. Сотрудничество — не панацея от всех проблем. Для рутинных или малобюджетных задач коллаборативный, мультидисциплинарный способ не подходит.

Стоит задуматься:

  • Для каких задач в вашей организации сотрудничество может быть наиболее эффективно?
  • Как можно на этапе отбора проверить, склонен ли кандидат к сотрудничеству?
  • Есть ли в вашей компании профессионалы во всех нишах, которые важны для ваших клиентов?

Cледует сделать:

  • Создавать возможности для внутреннего нетворкинга.
  • Пересмотреть критерии оценки эффективности своих сотрудников.
  • Обучать людей получению и предоставлению обратной связи.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Миф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победуМиф о мотивации. Как успешные люди настраиваются на победу
Большая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людейБольшая восьмерка. Результаты самого масштабного исследования успешных людей
Волшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делатьВолшебный пинок для начала твоей новой жизни. Как перестать тупить и начать что-то делать

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)