Как переступить пороги собственных убеждений с помощью петли обучения
Источник: Blog.kniga.biz.ua
Почему одни из нас, поставив цель изменить себя, могут этого добиться, а другие — нет? Все дело в том, как мы мыслим. Большинство полагает, что их суждения истинны и правдивы, но зачастую это далеко не так. Дело в том, что наши умозаключения — всего лишь субъективные модели, которые помогают нам проще ориентироваться в реальности. Но на истинность им претендовать не приходится.
В книге «Лиминальное мышление. Как перейти границы своих убеждений» (Liminal Thinking: Create the Change You Want by Changing the Way You Think) Дейв Грей (Dave Gray) объясняет механизмы работы нашего мышления, дает принципы теории убеждений и работающие методы, которые помогут сократить искажение реальности.
Что такое лиминальное мышление?
Бывало такое, что классная идея приходила вам в полусне, или в душе, или на прогулке, когда вы даже не пытались размышлять о задаче или проблеме? Такое получается, потому что наше сознание расслабленно, но него нет давления. Именно в такие моменты и происходят так называемые «инсайты». Это — типичный пример лиминального момента сознания.
В переводе с латыни лиминальный означает «пороговый», или «граничный». Суть методов Дейва Грея лежит в том, чтобы сознательно отслеживать такие пороги и, замечая их, успешно переступать. Миновать можно практически любой порог и границу. Всё потому, что большинство границ у нас в мозгах.
Основа нашей реальности — наши убеждения: 6 принципов
Дейв Грей приводит шесть принципов, которые составляют базу наших убеждений. Они появляются, потому что нашему разуму необходимо на что-то опираться. Со временем убеждения крепнут, «вростают» в наше сознание. Мы цепляемся за наши убеждения, зачастую ограничивающие, даже не замечая, насколько они могут быть устаревшими или даже ложными. Вот эти принципы:
- Принцип 1: убеждения — модели реальности. Мы считаем их совершенными, но на самом деле наши убеждения, лишь слабые модели, помогающие нам ориентироваться в несовершенной и очень сложной реальности.
- Принцип 2: убеждения возникают не спонтанно, а на личном опыте, из которого появляются гипотезы и суждения.
- Принцип 3: мы создаем миры на основе своих убеждений. Они — то самое «сырье», которое мы используем для построения своей реальности. Чаще всего она отличается от реального мира. Хотите скорректировать реальность, пересмотрите свои убеждения.
- Принцип 4: убеждения создают «слепые пятна». Наши убеждения могут быть мощным орудием к действию, но когда мы видим только то, что хотим видеть, они становятся преградами, барьерами к познанию истинного мира.
- Принцип 5: мы защищаем свои убеждения, даже если они ошибочны. Потому что, защищая их, мы защищаем свою личность, своё «я».
- Принцип 6: убеждения, которые связаны с нашей личностью, труднее всего изменить. Только изменив самих себя, мы меняем наши убеждения. А потом меняем и мир вокруг нас.
Протестируйте себя, выполнив это несложное упражнение из книги.
УПРАЖНЕНИЕ:
- Вспомните какое-нибудь свое убеждение и проанализируйте: откуда оно появилось?
- На каком жизненном опыте основано?
- Что вы заметили, когда с вами это произошло?
- На каких гипотезах и суждениях основано это убеждение?
- Вы можете представить, что должно было произойти, чтобы у вас сформировались другие понятия?
|
Способ разорвать шаблон
Самый простой и действенный способ научиться действовать в разных жизненных обстоятельствах — это постоянное обучение чему-то новому. Дейв Грей представляет этот способ в виде замкнутой петли. Человеку постоянно поступают новые жизненные запросы, мысли и действия. Человек постоянно учится на основе этих запросов. Постепенно возникает замкнутый цикл: запросы — обучение — результат. Возникает так называемая петля обучения.
Постепенно сюда вплетаются наши убеждения, которые базируются на нашем жизненном опыте. Но мы помним, что убеждения могут быть ложны или устаревшие. Что делать, когда нам поступает новый запрос, но мы не знаем, как на него реагировать? Тут может пригодиться двойная петля обучения.
Двойная петля обучения — это способ сломать свой шаблон, вырваться из наезженной колеи, подвергнув свои убеждения сомнениям. Необходимо протестировать все свои суждения, даже те, которые вам кажутся неверными.
Вот как нужно действовать, чтобы двойная петля обучения сработала.
- Прежде всего признайте, что вы живете в «пузыре убеждений», то есть в искаженной реальности, — даже если сами не видите этого.
- Не ограничивайтесь простым наблюдением за своим поведением. Попытайтесь понять базовые убеждения, руководящие вами в ситуации, которую хотите изменить.
- Вы видите результаты, которых хотите достичь? Если да — прекрасно!
- Если нет — найдите как можно больше альтернативных убеждений. Узнайте как можно больше, покажите себе или людям, с которыми вы работаете, как можно больше. Найдите убеждение, которое будет вам интересно, и действуйте так, будто оно истинно.
- Посмотрите, что произойдет. Вы исправили ситуацию? Если да — прекрасно! Если нет — повторите столько раз, сколько нужно.
Со временем вы убедитесь, что двойная петля обучения — рабочий и очень полезный инструмент. C ее помощью можно тестировать новые идеи, выходя при этом за рамки «пузыря убеждений». По словам автора книги, не обязательно считать некоторые теории истинными, достаточно вести себя так, как будто она верна, и внимательно наблюдать, что произойдет дальше.
Книга Дейва Грея «Лиминальное мышление» способна изменить наше видение реальности. Не потому, что она настолько гениально написана, но, скорее потому, что очень наглядно демонстрирует, насколько большинство из нас закрыты от настоящего мира своими собственными убеждениями и взглядами. С другой стороны, мир полон возможностей, огромного количества различных убеждений, и действий. Переступив пороги старых убеждений, адаптировав новые, мы способны увидеть новые возможности там, где раньше просто не замечали их. Это как некий выход из Матрицы: мы можем оставаться жить в иллюзорном мире, или сделать шаг, выйти за пределы своих убеждений и начать жить в реальности.
|