Интернет и деньги: прогноз 2010
Автор: Ольга Карпенко, ЛігаБізнесІнформ
Каким был украинский Интернет в 2009 году, чем и как он будет жить в 2010? О рекламе, инвестициях и торговле в Уанете в 2010 году корреспонденту ЛігаБізнесІнформ рассказали эксперты, представляющие различные сферы Интернет-бизнеса.
Интернет-реклама: итоги и перспективы
Прогнозы по росту объема рынка Интернет-рекламы на 2010 год довольно безоблачны. По разным оценкам, общий объем рынка в 2009 году составил от 120 до 145 млн.грн. Андрей Заблоцкий (Украинская ассоциация Интернет-рекламы, УАИР) отмечает значительный рост объемов контекстной рекламы, который объясняется выходом сегмента малого и среднего бизнеса (МСБ) в Интернет. "При отсутствии угнетающих общеэкономических факторов перспективы нового года довольно радужные, с возможностью роста рынка от 15 до 50%", — прогнозирует исполнительный директор УАИР.
По данным рекламного агентства ITCG, в уходящем году самой популярной была баннерка (60%), за ней — контекстная реклама (30%) и нестандартные виды (спецпроекты и брендирование) — 10% (см. Диаграмму).
Диаграмма. Виды интернет-рекламы: перераспределение рынка*
"Если же говорить о структуре и наполнении рынка, в 2009 году сюда пришло больше игроков, что увеличило конкуренцию, но не "здоровую" (уровень сервиса), а ценовую", — рассказывает глава ITCG Андрей Скорик.
По его прогнозам, в 2010 году произойдет структурирование рынка в связи с выходом сетевых рекламных агентств в Интернет. Вполне возможно, что они будут жертвовать эффективностью (отдачей) в пользу цены и заработка агентства, покупая "контакты" и "охваты" у крупных издателей, считает А.Скорик. На рынке выделятся крупные игроки: агентства, издатели, сейлс-хаусы, но не ранее конца 2010 года.
Инвестиции-2010
Прогнозы в этой области звучат не так радужно. "Сегодня интереса инвесторов на самом деле никакого нет, поскольку вся деловая активность практически сведена к нулю. Скорее всего, что-то интересное в этой сфере начнет происходить к концу 2010 года или в 2011 году", — такое развитие ситуации предполагает Александр Ольшанский.
А по мнению руководителя "Украинской баннерной сети" (УБС) Алексея Мася, потенциальные инвесторы Интернет-стартапов взяли паузу, чтобы пересмотреть ценности. Для того, чтобы привлечь внимание инвесторов, лучше всего представить проект новой платформы. "Лучший стартап — это платформа, и лучше всего, если она имеет явные принципы привлечения пользователей и четко выраженные сервисы на продажу. Если же говорить о пока не занятых нишах, очень интересна (но и очень трудна одновременно) социальная ниша, где проекты соревнуются в поддержке сообществ. Реально очень мало специалистов, способных реализовать такие проекты, а желание развивать соцпроекты есть у многих", — считает А.Мась.
По мнению эксперта, есть также шансы выжить у проектов, которые созданы, чтобы "подружить реальность с виртуальностью", нацелены на обслуживание оффлайновых потребностей бизнесов и людей.
Трудности с инвестированием украинского Интернета видны и за пределами страны. Глава британской "StartupLab" Мэтт Колбурн считает, что для того, чтобы получить деньги на развитие своего проекта в Украине, одного озарения будет мало. "Сейчас мало просто выйти на рынок с удачной идеей: инвесторы отвергают даже самые гениальные решения. Важно продемонстрировать, что эта идея работает, чтобы сразу захватить внимание потенциального инвестора", — говорит М.Колбурн.
В том же, что необходимо для привлечения инвесторского внимания, важна сама модель работы проекта: "Сегодня в моде поэтапное планирование: выплаты, когда наличные даются только по достижении определенных результатов. Конечно, это означает определенный риск для самого предпринимателя, но на проекты с таким планированием инвесторы соглашаются более охотно, поскольку они рассчитывают на определенный доход, а если он не достигается, их убытки все равно будут минимальны".
Интернет-торговля-2010
В 2008-2009 годах в украинской электронной коммерции определились лидеры сегмента, появились крупные и по-настоящему успешные проекты (Rozetka.ua, Sokol.ua), комментирует состояние на рынке заместитель председателя правления Интернет ассоциации Украины Александр Ольшанский. "Без сомнения, в 2010 году рынок электронной коммерции будет развиваться. Эти проекты находятся только в начале пути. Даже мы (ООО "Интернет Инвест") при всей своей консервативности приняли участие в проекте электронного магазина Rezina.ua".
В качестве площадки для продаж Интернетом интересуются и розничные сети. Так, например, по словам президента компании "Unitrade Group" Владимира Колодюка, компания в 2010 году ожидает, что до 5% от всех продаж придется на онлайн. "В целом 2009 год стал прорывным для Интернет-торговли в Украине. Но по нашим оценкам, стремительный скачок онлайн-продаж останется в уходящем году. В 2010 году Интернет-торговля продолжит увеличивать свою долю, но это будет постепенный, размеренный рост", — прогнозирует президент "Unitrade Group".
Но, по словам В.Колодюка, торговым онлайн-проектам в следующем году придется выдержать серьезную конкуренцию с классической розницей, имеющей магазины в Интернете.
|