«Made in Germany», или как немцы придают устойчивость бизнесу и стабильность себе
Автор: Александр Михальчук
» НАЧАЛО — ЧАСТЬ 1. «Made in Ukraine», или как придать устойчивость бизнесу и стабильность себе
«Made in Germany»
В продолжение начатого разговора, хочу отметить, что в странах, осознающих, что корпоративная социальная ответственность (КСО) становится ничем иным, как еще одним конкурентным преимуществом, принимают национальные стратегии и стратегии устойчивого развития городов. И это служит сигналом для компаний по внедрению принципов КСО в своих разрабатываемых бизнес-стратегиях. Примером может послужить национальная стратегия устойчивого развития Германии, приводимая частично в данной статье.
Первое на себя обращает внимание при чтении документа то, что в стратегии используется известное всем словосочетание "made in Germany" в следующем контексте:
"Немецкая экономика занимается социальной ответственностью со всей серьезностью — не только дома, в Германии, но и во всем мире. Инвестируя в новые и развивающиеся страны, в компании, создающие рабочие места и способствующие росту социального и технического прогресса. Хорошая репутация "made in Germany" объясняется не только высоким качеством продукта, но и достойным, уважаемым поведением немецких компаний".
(из стратегии устойчивого развития Германии)
В документе отмечается, что «Национальная стратегия устойчивого развития определяет ценности для Германии и критерии ее деятельности на национальном, европейском и международном уровне в любой политической сфере, и является руководящим принципом». Заметьте, в любой политической сфере… А еще очень важно, что документ определяет ценности. Да, именно те ценности, которые должны создаваться, формироваться всем обществом, в том числе и бизнесом. И прав Эд Фриман, когда говорил, что «бизнес должен производить ценности для своих стейкхолдеров».
Немцы в своей национальной стратегии, со всей своей пресловутой прагматичностью, выделили четыре направления: «равноправие поколений», «качество жизни», «социальная сплоченность» и «международная ответственность». И для того, чтобы это было не просто декларацией, а инструментом, по каждому направлению определили индикаторы и их целевые значения на определенный год — для мониторинга и контроля. Для них стратегия устойчивого развития преобразовывается в «двигатель» общественного и политического прогресса. А словосочетание «made in Germany» стало опознавательным знаком устойчивого развития и всей германской политики. А не так, как у нас — по политическим векторам.
Ознакомившись с документом, осознаешь, что стратегия изложена настолько доступно, что не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять ее. Стиль изложения, по всей видимости, предполагает, что с данным документом должен быть ознакомлен каждый гражданин. Во-вторых, стратегия не является чем-то аморфным, без четких видимых ориентиров. Наоборот, в стратегии кроме 10-ти руководящих правил, четко обозначены 38 количественных целей в 21 социальных областях. По всей видимости, это является необходимым условием для мониторинга и контроля результатов деятельности — любым гражданином Германии.
Из 10-ти правил указанных в документе, есть одно главенствующее, остальные дополняют принцип устойчивого развития для отдельных сфер деятельности, которое гласит:
"Каждое поколение должно само решать свои задачи, а не перекладывать их на плечи последующих поколений. В то же время оно обязано заранее принимать превентивные меры ввиду предвидимых нагрузок".
Всего три строки, а как емко... нам есть чему поучиться.
Остальные правила относятся к: долгосрочному использованию природных ресурсов с темпами их регенерации, рискам здоровья для человека, выбросам и сбросам веществ, разрыву связей между потреблением энергии и ресурсами, устойчивому сельскому хозяйству, равноправию госбюджета для поколений, социальной сплоченности. И сложно пока воспринимаемое для нас определению, которое звучит так: «чтобы жители всех стран могли вести достойную жизнь сообразно своим представлениям и в гармонии с природной средой своего региона, а также участвовать в экономическом развитии». Далее идет расшифровка, но на данном этапе ознакомления со стратегией, по всей видимости, это преждевременно.
Стоит отметить, что стратегия не определена до какого-то определенного года. Индикаторы определены как на 2010, 2020 год, так и на 2050 год. Но для актуализации и корректировки каждые четыре года правительственными органами предоставляется отчетность о реализации стратегии и достижению целей. Обсуждение реализации стратегии обеспечивается широким участием общественности. Ответственность же за национальную стратегию устойчивого развития несет Ведомство Федерального канцлера.
К сожалению, формат статьи не позволяет раскрыть все 38 показателей, безусловно заслуживающих внимания для рассмотрения, но ряд интересных все же приведу. К примеру, в направлении «Социальная сплоченность», немцев волнует уровень занятости населения. И они планируют повысить его для лиц с возрастом 15-64 лет до 73% к 2010 г. и до 75% к 2020 г. А для создания «лучших перспектив семьям» немцы улучшают возможности совмещения с их профессиональной деятельностью. Да..., есть у них такой показатель. С этой целью они планируют увеличить количество учреждений продленного дня для детей в возрасте 3-5 лет от 30% в 2010 г. до 60% к 2020 г. Забегая несколько вперед, в 3-ю часть статьи, в анализе стратегий украинских городов при планировании делается ставка на уровень безработицы, а не на занятость. А уровень занятости у нас дается, как мы знаем, в виде статистики по всей Украине, а не виде целей и мероприятий по достижению определенного уровня. И это полностью соответствует излюбленной фразы Леонида Кучмы — «Маємо те, що маємо». И еще одной проблемой из этой группы, которой немцы занимаются — гендерное равноправие. К 2020 году они планируют сократить разницу в заработке между женщинами и мужчинами до 10%.
В направлении «Качество жизни» в немецкой стратегии определены несколько индикаторов, из которых в статье упомянуты только некоторые: «Здравоохранение и продовольствие», «Преступность». К примеру, в разделе «Здравоохранение и продовольствие» (Жить дольше и здоровее) немцы поставили цель — преждевременную смертность мужчин (случаи смерти на 100 000 жителей моложе 65 лет) снизить до 190 случаев на 100 000 жителей к 2015 г. Кроме того, определены индикаторы для женщин, курильщиков, и людей страдающих ожирением.
В разделе «Преступность» (дальнейшее повышение личной безопасности) немцы хотят количество преступлений к 2020 г. сократить до количества 7 000 случаев зарегистрированных преступлений на 100 000 жителей. Для сравнения, согласно статистике Украины, уровень преступности за 2012 год в среднем по нашей стране составил порядка 82 преступления на 10 тыс. жителей, а в Германии на сегодняшний день — приблизительно 730 преступлений на 10 тыс. чел., а планируют снизить до 700 случаев. Т.е. исходя из этого понимаешь, что либо немцы в 9 раз более криминальны чем мы, либо у нас далеко не все регистрируется... Ну как всегда.
Все 38 показателей, определенные в стратегии, имеют числовые значения. Это дает возможность немецкому народу контролировать достигнутые результаты правительства или иного государственного ведомства, отвечающего за реализацию целей. А действующая национальная стратегия устойчивого развития уже много лет является руководящим принципом политики Федерального правительства Германии, превратившая словосочетание «made in Germany» в синоним качества и надежности.
"Made in Ukraine" — национальная стратегия
Приведенная выше стратегия отражает устойчивый путь развития Германии. У нас, к огромному сожалению, на данный момент нет принятой национальной стратегии устойчивого развития Украины. Но при этом есть компании, которые не стали дожидаться этого события, а начали действовать, присоединившись к Глобальному договору ООН и соблюдающие 10 принципов корпоративной социальной ответственности. Так, на февраль 2013 г., по данным ООН, в Украине зарегистрировано 59 компаний (из 188 всего зарегистрированных), из которых только 40 являются активными членами, т.е. подают отчетность о КСО. В Германии активных членов в 5 раз больше — 199 компаний. Всего в мире организаций, присоединившихся к Глобальному договору ООН, составляет порядка 6,5 тыс.
Таблица 1. Количество организаций, присоединившихся
к Глобальному договору ООН
Можно заметить интересную закономерность, что организаций, присоединившихся к Глобальному договору ООН из стран бывшего Советского Союза — больше некоммерческих. В Европе — наоборот. В США — почти одинаково. Такое условное деление в первую очередь зависит от действующего в стране законодательства по КСО, или не действующего, как у нас. Подмечен следующий факт, что от количества компаний, по-настоящему берущих на себя социальную ответственность перед обществом, зависит уровень жизни в стране. Это подтверждается экспертами ООН и группой независимых международных экспертов, ежегодно рассчитывающих индекс человеческого развития потенциала (ИЧРП) для каждой страны, состоящий из показателей уровней жизни, грамотности, образованности и долголетия.
Украина, согласно индексу человеческого развития потенциала, в 2011 г. заняла 76-е место, США — 4-е, Германия — 9-е, Швейцария — 11-е, Великобритания — 28-е, Россия — 66-е.
Другим «альтернативным» индикатором, измеряющим уровень жизни в стране, может служить индекс процветания стран мира института Legatum. Он определяет достижения стран мира с точки зрения их благополучия и процветания. В 2012 году среди 142 стран Украина заняла 71-е место, Швейцария — 9-е, Великобритания — 13-е, Германия — 14-е, Россия — 66-е. Как мы видим, и здесь Украина не впереди планеты всей.
Таблица 2. Индекс процветания стран мира
Места по составляющим: 1) Экономика, 2) Предпринимательство, 3) Управление, 4) Образование, 5) Здравоохранение, 6) Безопасность, 7) Личные свободы, 8) Социальный капитал.
Причины такому положению дел могут быть разные, но вывод, напрашивается сам собою — и государственные структуры, и бизнес в настоящий момент недооценивают всей силы КСО, и не учитывают его в планах стратегического развития, что негативно сказывается на будущем нашей страны.
Продолжение следует...
Об авторе:
Александр Михальчук, консультант по стратегическому и процессному управлению. Бизнес-тренер.
|