Китай — новый лидер в сфере бизнес-образования?
Автор: Делла Бредшоу (Della Bradshaw)
Источник: MBA Strategy
Ещё 20 лет тому назад управленческое образование было голубой мечтой для большинства китайских менеджеров. Но сегодня Китай по праву можно считать «самым горячим» местом для программ МВА. Согласно рейтингу Financial Times, 5 из 11 топовых менеджерских программ — китайские. Таким образом, Китай уже лидирует и в этом секторе.
«90% китайских студентов программ МВА предпочитают обучаться заочно или дистанционно, что делает китайские МВА очень специфическими,» — говорит Чин Иньи — декан The School of Economics and Management at Tsinghua, вероятно, самого престижного китайского вуза. «Китайские дистанционные программы обучения соответствуют мировым стандартам», — отмечает Чин. — «Это вклад Китая в мир бизнес-образования». Одна из причин этого — то, что современные руководители китайских компаний получили образование ещё до того, как оно стало ориентироваться на бизнес. — «Большинство из них в свои 20 лет не посещали бизнес-школы», — говорит Чин. Он называет две причины популярности МВА программ: «Китайцы любят дипломы — это наш национальный феномен. Также у китайцев очень сильно развит стадный инстинкт».
По мнению Лу Сёнвэна, декана The School of Management at Fudan University in Shanghai, среди менеджеров существует страх не успеть самореализоваться, поэтому они считают глупым в сегодняшнем динамичном мире тратить время на стационарное образование: «Все наши заочники — очень уважаемые и опытные люди. Если бы они бросили свои работы — они никогда бы не сравнялись со своими ровестниками».
Но Китай может похвастаться не только качеством своих дистанционных программам, но и их размерами. Ceibs (The China European International Business School), которая имеет филиалы в Пекине, Шанхае и Шенжене, ежегодно вовлекает в программы около 700 студентов. Причем, 90% из них составляют 40-летние менеджеры.
Дистанционные программы также предпочитают внедрять и частные учебные заведения, например, Cheung Kong Graduate School of Business (которая также имеет филиалы в Пекине, Шанхае и Шенжене). Многие топ-менеджеры Китая в свое время обучались именно в ней.
36 — Средний возраст студентов программ МВА, согласно опросу FT в 2009 году. 80% опрошенных — мужчины.
|
Многие китайские программы осуществляются в сотрудничестве в топовыми мировыми бизнес-школами. Например, Fudan имеет огромное количество программ-двойников по всему миру.
Но, как отмечает Дидье Гийо, директор программы OneMBA в Chinese University of Hong Kong, сотрудничество порождает новые вызовы. Его программа объединяет 5 бизнес-школ — в США, Китае, Нидерландах, Мексике и Бразилии. — «Мы должны были научиться преодолевать культурные различия, и это как раз то, чему мы учим наших студентов. Мы заставили систему работать».
Многие китайские программы осуществляются в сотрудничестве с бизнес-школами со всего мира. Некоторые школы — например, Fudan, проводят программы в огромным количеством зарубежных партнеров. Кристофер Эрли — декан Krannert School of Management в Purdue University, Лаффайет, Индиана — также является сторонником сотрудничества. В конце этого месяца он сообщит о старте новой МВА программы, в которой будут принимать участия школы из Китая и других государств. На сегодняшний день Krannert осуществляет партнерские программы со школами Венгрии, Нидерландов и Германии.
Эрли утверждает, что образовательный туризм идет на спад: «Школы привыкли вывозить своих студентов на две недели в Китай, но за это время они не успевают даже интегрироваться в стране, не говоря уже о том, чтобы чему-то научиться. Такой подход уже вызывает неудовлетворение у студентов».
Школы потихоньку это осознают и усиливают свои международные связи. Said Business School, University of Oxford, к примеру, в этого года начинает оправлять своих студентов в Индию, где они будут изучать практические курсы под руководством одного из профессоров школы. «Мы переносим студентов на ту территорию, где школа осуществляет свои исследования», — говорит Кэти Харви — исполнительный директор программы МВА.
Melbourne Business School предлагает своим студентам четырехнедельный интенсивный курс за пределами страны. Они могут выбирать между Китаем, Германией и США. Такие курсы стали возможными благодаря партнерским связям со Kellogg School of Management при Northwestern University в Иллинойсе, США, и WHU Beisheim в Германии.
75% — Студентов МВА программ считают свое решение обучаться на МВА программе очень правильным, согласно опросу FT (просто правильным такое решение считают 98% студентов).
|
Фрагментация рынка также позволяет одной бизнес-школе осуществлять разные программы. Kenan-Flagler Business School при University of North Carolina осуществляет уже 4 программы: 2 собственные, онлайн MBA@UNC и The OneMBA.
Декан Kenan-Flagler, Джеймс Дин, считает, что эти программы ни в коем случае не соперничает друг с другом. Они рассчитаны на разные возрастные группы с разными возможностями посещения бизнес-школы. Но он уверен, что вскоре все менеджерские программы станут дистанционными.
«Когда мы начинали, казалось, что онлайн-программы — всего лишь жалкие копии. Но теперь мы так совсем не считаем, — говорит Дин. — Поразительно, насколько мир поменялся за эти годы».
Другие изменения связаны со стремлением студентов. Давно прошли дни, когда работодатели выступали спонсорами программ МВА для своих работников. Сегодня только одна треть студентов получают поддержку от своих работодателей. Как отмечает Дэмиен МакЛоглин, замдекана Michael Smurfit Graduate Business School при University College Dublin, «раньше обучение 75% наших студентов спонсировалось компаниями, сегодня таких нет вообще».
«10 лет тому назад, компании выбирали себе персонал среди выпускников управленческих программ. Сегодня все поменялось. Выпускники сегодняшнего дня очень сосредоточены на своем личностном развитии, — говорит Кэти Харви из Оксфорда. — Люди, которых мы собеседовали, задумываются над тем, кто они и кем хотят стать через 10 лет. Они анализируют предложения и сами решают, чем хотят заниматься».
Совершенствуется также и сфера поступления на МВА программы, в контексте использования GMAT как обязательного для сдачи теста. Кристин Линас из INSEAD, которая обучалась на управленческой программе во Франции, Сингапуре, Абу Даби и Пекине, рассказывает, что её школа урезала собственные тесты и отдает предпочтение GMAT как механизму определения менеджерских способностей. Другие бизнес-школы с интересом наблюдают, как возросло количество заявок в INSEAD в этом году.
Но вернемся в Китай. Лу Сёнвэн считает, что темпы развития МВА программ вскоре замедлятся. — «Управленческие программы сегодня стремительно развиваются, но через 5-10 лет они станут самодостаточными и развитыми, тогда стационарные программы будут лидировать».
В Китае некоторые школы достаточно развиты уже сегодня. Если десять лет назад европейские и американские школы проникали в Китай, то сегодня все наоборот — китайские бизнес-школы проникают за границу. Например, Ceibs запустила программу в Гане, а Cheung Kong планирует программы в Лондоне и Нью-Йорке.
По материалам "Rising in the east", Financial Times.
|