Деньги как показатель реального состояния дел

Раздел: Управление финансами
Автор(ы): Карен Берман (Karen Berman), Джо Найт (Joe Knight), Джон Кейз (John Case), глава из книги "Financial Intelligence"
размещено: 01.11.2016
обращений: 4419

Financial Intelligence: A Manager's Guide to Knowing What the Numbers Really Mean (Финансы для нефинансовых менеджеров. Как понимать цифры финансовых отчетов)
ПОДРОБНЕЕ НА AMAZON
«Компании скатываются вниз по самым разным причинам, — написали Рэм Чаран (Ram Charan) и Джерри Усим (Jerry Useem) в журнале Fortune в мае 2002 года. — Но есть одна вещь, которая рано или поздно убивает их: недостаточное количество денег». Большинство менеджеров слишком заняты заботой о показателях отчета о доходах и расходах (таких как EBITDA — прибыль до уплаты процентов, налогов, износа и амортизации), чтобы уделять деньгам достаточно внимания. Советы директоров и внешние аналитики временами слишком сильно фокусируются на отчете о доходах и расходах или балансовом отчете. Между тем есть один инвестор, который очень внимательно следит за цифрой денежных средств: это не кто иной, как всемирно известный миллиардер Уоррен Баффет. Почему она для него так важна? «Он знает, что эту цифру сложно подделать».

Уоррен Баффет (Warren Buffett), возможно, является величайшим инвестором всех времен и народов. Его фирма, Berkshire Hathaway, вложила средства не в один десяток компаний, получив просто потрясающие результаты. С января 1994 по январь 2004 года ее акции поднимались в цене, давая невероятный годичный прирост в 17,9%. Другими словами, в среднем их стоимость увеличивалась почти на 18% ежегодно в течение десяти лет. Каким образом Баффету удалось этого добиться? Многие люди написали целые книги, пытаясь объяснить его инвестиционную философию и аналитический подход. Однако, по нашему мнению, све это сводится к трем простым правилам. Во-первых, он оценивает предприятие на основании его долгосрочных, а не краткосрочных перспектив. Во-вторых, он всегда ищет предприятия, принципы работы которых хорошо понимает. (Именно поэтому он в свое время отказался вкладывать деньги в интернет-компании.) И наконец, в-третьих, когда он изучает финансовые отчеты компаний, то главное внимание уделяет показателю денежных потоков, названному им «прибылью собственника» (owner earnings). Уоррен Баффет вывел финансовый интеллект на качественно новый уровень, что подтверждается получаемой им чистой прибылью. При этом очень интересно, что деньги для него решают все.

Прибыль собственника

Показатель способности компании зарабатывать деньги за определенный период времени. Мы любим говорить, что это деньги, которые владелец может изъять из своего бизнеса и потратить, скажем, в супермаркете на собственные нужды. Прибыль собственника — это очень важный показатель, поскольку он позволяет продолжать капиталовложения, необходимые для развития бизнеса. Ни прибыль, ни даже операционный денежный поток этого не позволяют.

Почему деньги решают все

Давайте рассмотрим показатель «денежные средства» и его роль более подробно. Зачем нужно фокусироваться на денежных потоках как на ключевом показателе деятельности предприятия? Почему бы не использовать в качестве такого показателя прибыль из отчета о доходах и расходах? Почему бы не взять активы или собственный капитал компании из балансового отчета? Мы думаем, что Уоррен Баффет знает, что отчет о доходах и расходах, а также балансовый отчет при всей их полезности включают множество потенциальных расхождений в результате предположений и оценок, на которых они строятся. С деньгами картина абсолютно иная. Взглянув на отчет о движении денежных средств (cash flow statement) компании, вы сможете понять ситуацию с ее банковским счетом. Сегодня, после бума интернет-компаний и финансовых скандалов конца 1990-х — начала 2000-х годов, денежные потоки снова уважаемы на фондовой бирже. Они стали одним из главных критериев, по которым аналитики оценивают ту или иную компанию. Между тем Уоррен Баффет продолжал следить за денежными потоками все это время, потому что знал, что на их показатели меньше всего влияет искусство финансов.

Так почему же многие менеджеры не уделяют внимания денежным средствам? Причин здесь может быть очень много. Возможно, в прошлом никто не просил их этим заниматься (хотя сегодня такая практика и начинает постепенно меняться). Некоторые директора фирм не беспокоятся о деньгах сами — по крайней мере, пока не станет слишком поздно, — поэтому их прямые подчиненные также об этом не думают. Сотрудники финансовых служб часто уверены, что забота о денежных потоках — это только их дело, и ничье больше. Но чаще всего причин недостаточно развитом финансовом интеллекте. Менеджеры не понимают бухгалтерских правил, которые определяют прибыль, а потому путают с чистым денежным потоком, который приходит в фирму. Одни не верят, что их действия влияют на ситуацию с денежными средствами в компании; другие же могут верить, но не понимать, каким образом это происходит.

Еще одна причина состоит в том, что язык отчета о движении денежных средств не всем понятен. В упомянутой выше статье Чаран и Усим предложили и отстаивали идею о том, что простой заслон финансов; махинациям — это «подробный, легко читаемый и понятный отчет о движении денежных средств», который должен представляться совету директоров, рядовым сотрудникам и инвесторам. К сожалению, пока еще никто, по нашим данным, не воспользовался их идеей. Бал по-прежнему правят традиционные отчеты. Большинство из них довольно подробны, но весьма сложны для чтения (не говоря уже о понимании) непрофессиональными финансистами.

Но давайте посмотрим на это с точки зрения окупаемости инвестиций. Если вы специально выделите время и захотите разобраться в цифре денежных средств, то сможете легко пробиться сквозь дымовые завесы и кривые зеркала финансовых магов. Вы сможете увидеть, насколько хорошо работает ваша компания над превращением прибыли в деньги, научитесь замечать ранние признаки опасности и будете знать, что делать для «здоровья» денежных потоков. Запомните одно: деньги всегда служат четким показателем реального состояния дел.

Один из нас, Джо, осознал важную роль денег, когда в начале своей карьеры работал финансовым аналитиком в небольшой компании. Ее финансовое положение было весьма бедственным, и все об этом знали. И вот однажды финансовый директор и ревизор отправились вместе играть в гольф и целый день были за пределами досягаемости. (Это было в те далекие времена, когда еще не у всех были мобильные телефоны, так что можете представить, сколько лет Джо.) В офис компании позвонил банкир, которого соединили с генеральным директором. Очевидно, последнему не понравилось услышанное от банкира, а может быть, он просто не совсем понял, о чем идет речь. Как бы то ни было, но он решил переключить раз говор на финансовую службу и попал прямиком на Джо. Оказалось, что компания превысила свой кредит. «Я решил вас побеспокоить, — сказал банкир, — учитывая, что завтра у вашей фирмы день зарплаты. Мы очень хотели бы знать, как вы собираетесь выплатить заработную плату своим сотрудникам». Думая очень быстро (как всегда), Джо ответил: «Хм, могу я вам перезвонить?» Затем он провел небольшое расследование и обнаружил, что один крупный клиент должен компании большую сумму денег, и чек на нее уже выслан по почте. Он сказал об этом банкиру, и тот согласился выдать сотрудникам зарплату при условии, что Джо доставит чек в банк сразу же, как только получит его.

Чек пришел в тот же день, но уже после закрытия банка. Поэтому на следующее утро Джо первым делом повез его в банк. Он приехал за несколько минут до открытия, но обнаружил, что у входа уже собралась небольшая очередь. В ней он заметил и нескольких сотрудников компании, сжимающих в руках чеки на получение зарплаты. Один из них поприветствовал его и сказал:

— Ага, так ты тоже это вычислил?

— Вычислил что? — спросил Джо.

Парень посмотрел на него с некоторой жалостью.

— Вычислил это. А то ты не понимаешь! Мы уже давно каждую пятницу приезжаем со своими чеками в банк, как только для этого представится возможность. Мы обналичиваем их, а затем кладем наличные на счета в своих собственных банках. Только так мы можем быть уверены, что наши чеки еще принимают, а если банк откажется обналичить их, то у нас будет еще полдня, чтобы поискать работу.

В этот день финансовый интеллект Джо получил сильный толчок к развитию. Он понял то, что уже было известно Уоррену Баффету: именно деньги держат компанию на плаву и именно денежный поток — главное мерило ее финансового здоровья. Чтобы любое ваше предприятие нормально работало, вам необходимы люди. Вам нужны помещения, телефоны, электричество, компьютеры, канцелярские принадлежности и т.д. Но вы не можете платить за все это своими прибылями, потому что прибыли не являются настоящими деньгами. Наличность (при небольшой инфляции), драгоценности и депозиты (в надежных банках) — вот деньги.

Прибыль нетождественна деньгам (нужно и то, и другое)

Почему прибыль — это не одно и то же, что денежные средства? Некоторые причины вполне очевидны: деньги могут поступать от ссуд или инвесторов и вообще не отображаться в отчете доходах и расходах. Между тем даже операционный денежный поток — это абсолютно не то же самое, что чистая прибыль. Как правило, называются три главные причины.

  • Выручка записывается на момент продажи. Продажа записывается тогда, когда компания отпускает клиенту некий товар или услугу. К пример; когда Асе Printing Company поставляет клиенту на 1000 долл. брошюр, она записывает выручку в размере 1000 долл. и теоретически может высчитать прибыль, отняв из выручки издержки. Однако никаких денег при этом из рук в руки не переходит, поскольку клиент Асе обычно имеет на оплату покупки 30, а то и более дней. Поскольку прибыль начинается с выручки, она всегда отражает обещания клиента заплатить. Денежный же поток, по контрасту, всегда отражает движение денежных средств.

  • Издержки уравновешиваются выручкой. Цель отчета о доходе и расходах — подведение итогов всех расходов и издержек, связанных с .получением выручки в определенный период времени. Тем не менее, эти издержки могут быть не единственными, действительно выплаченными в этот период. Некоторые суммы могут быть выплачены заранее. Основная же часть выплачивается позднее, когда приходят накладные от поставщиков. Таким образом, издержки в отчете о расходах и доходах не отражают уходящих денег, зато в нем всегда измеряются поступления и расход денежных средств в определенный период времени.

  • Капиталовложения не высчитываются из прибыли. Капиталовложения не появляются в отчете о доходах и расходах в момент своего осуществления — из прибыли вычитается только снижение стоимости активов. Поэтому компания может покупать грузовики, станки, компьютеры и т.д., а издержки будут появляться в отчете только постепенно, до истечения срока службы каждой вещи. С деньгами, конечно, совсем другая история: приобретенные активы, как правило, оплачиваются задолго до того, как будут полностью уценены. При этом деньги на их оплату отражаются в отчете о движении денежных средств.

Вы можете подумать, что с течением времени денежный поток практически совпадет с чистой прибылью. Дебиторская задолженность будет получена, поэтому выручка превратится в деньги. Кредиторская задолженность будет выплачена, поэтому издержки разных периодов времени более или менее сравняются. Капитальные затраты будут уценены, так что со временем амортизационные отчисления более или менее сравняются с деньгами, потраченными на новые активы. Все это, до некоторой степени, правда — по крайней мере, для зрелой компании с хорошим руководством. Однако разница между прибылью и денежными средствами может тем временем создать разного рода проблемы.

Прибыль без денег

Мы проиллюстрируем эту мысль на примере сравнения двух воображаемых компаний с двумя абсолютно разными ситуациями, касающимися прибыли и денег.

Sweet Dreams Bakery — новая компания по производству печенья и тортов, которая поставляет свою продукцию в супермаркеты и крупные продуктовые магазины. Ее основательница получила много заказов благодаря своей уникальной «домашней» рецептуре и готова начать работу с 1 января. Предположим, что у нее есть 10 тыс. долл. в банке и за первые три месяца ее выручка от продаж равняется 20, 30 и 45 тыс. долл. соответственно. При этом себестоимость товаров составляет 60% от выручки, а операционные издержки каждый месяц держатся на уровне 10 тыс. долл.

Едва окинув глазом эти цифры, вы можете увидеть, что компания очень скоро начнет получать прибыль. По сути, ее упрощенные отчеты о доходах и расходах за первые три месяца выглядят так (долл.).

Январь Февраль Март
Выручка от продаж 20 000 30 000 45 000
Себестоимость проданных товаров 12 000 18 000 27 000
Валовая прибыль 8000 12 000 18 000
Издержки 10 000 10 000 10 000
Чистая прибыль -2000 2000 8000

Тем не менее упрощенный отчет о доходах и расходах может рассказать и другую историю. У Sweet Dreams Bakery есть договор с поставщиками на оплату ингредиентов и различных материалов в течение 30 дней. Но как насчет больших продуктовых магазинов, которым компания продает свою продукцию? Они излишне осторожны, а потому, как правило, оплачивают накладные лишь по истечении 60 дней. И вот какая ситуация складывается с денежными средствами компании.

  • В январе Sweet Dreams ничего не получает от своих клиентов. К концу месяца все, что у нее есть, — 20 тыс. долл. дебиторской задолженности по продажам. К счастью, ей ничего не приходится платить за используемые ингредиенты, поскольку поставщики ожидают оплат только в течение 30 дней. (Мы предполагаем, что все ингредиенты покрывает цифра себестоимости товаров, поскольку хозяйка сама делает всю выпечку.) Однако компании все же приходится оплачивать операционные издержки — аренду, коммунальные расходы и т.д. Таким образом, все исходные 10 тыс. долл. уходят на оплату издержек, и компания остается без денег в банке.

  • В феврале Sweet Dreams опять ничего не получает. (Помните, клиенты приняли решение платить в течение 60 дней?) К концу месяца у нее получается 50 тыс. долл. дебиторской задолженности — 20 тыс. дол за январь плюс 30 тыс. долл. за февраль — но все еще никаких денег. Тем временем компания должна оплатить используемые ингредиент и ресурсы за январь (12 тыс. долл.) и снова отдать 10 тыс. долл. на текущие расходы. Таким образом, на этот раз у нее появляется дыра в бюджете величиной 22 тыс. долл.

Может ли хозяйка компании все изменить? Казалось бы, в марте растущие прибыли должны улучшить картину с деньгами. Увы, не все так просто.

  • В марте Sweet Dreams, наконец, получает деньги за январские продажи, т.е. поступления составляют 20 тыс. долл., что всего на 2000 долл. меньше, чем ее долги в конце февраля. Однако теперь компания должна оплатить себестоимость товаров за февраль в размере 18 тыс. долл. плюс текущие расходы за март в размере 10 тыс. долл. Таким образом, к концу марта у нее получается дыра в бюджете уже в 30 тыс. долл. — хуже, чем ситуация в конце февраля.

Почему так происходит? Ответ кроется в том, что Sweet Dreams растет. Продажи увеличиваются каждый месяц, что означает, что ей приходится все больше платить за используемые при производстве ингредиенты. Рано или поздно операционные издержки также возрастут, потому что хозяйка будет вынуждена нанять больше сотрудников. Еще одной проблемой является то, что Sweet Dreams должна платить поставщикам в течение 30 дней, ожидая поступлений от клиентов лишь, в течение 60. По сути, ей необходимо пополнять запасы денег каждые 30 дней. Однако, по мере роста продаж, делать это будет все сложнее, если только не будут найдены дополнительные источники денег.

Возможно, мы слишком упростили или присочинили, но эта история — очень точный пример того, как из бизнеса вылетают даже прибыльные компании. Именно так многие небольшие фирмы прогорают в первый же год своего существования. У них просто заканчиваются денежные средства.

Деньги без прибыли

А теперь давайте рассмотрим другую разновидность диспропорции между прибылью и деньгами. Еще один пример начинающей компании на рынке — Fine Cigar Shops. Ее магазины продают очень дорогие сигары и расположены в той части города, где бывает много бизнесменов и богатых туристов. Выручка от продаж компании в первые три месяца составляет 50, 75 и 95 тыс. долл. — снова вполне здоровая тенденция. Себестоимость товаров — 70% от выручки, а ежемесячные операционные издержки — 30 тыс. долл. (высокая арендная плата). Для сравнения представим, что эта компания также начинает работу с 10 тыс. долл. на счете в банке.

Таким образом, отчет о доходах и расходах Fine Cigar на эти месяцы будет выглядеть так (долл.).

Январь Февраль Mapт
Выручка от продаж 50 000 75 000 95 000
Себестоимость проданных товаров 35 000 52 500 66 500
Валовая прибыль 15 000 22 500 28 500
Издержки 30 000 30 000 30 000
Чистая прибыль -15 000 -7500 -1500

Она еще не стала прибыльной, хотя и несет все меньше убытков с каждым месяцем. А что же у нее с деньгами? Будучи не чем иным, как предприятием розничной торговли, ее магазины получают деньги за каждую продажу немедленно. При этом мы допускаем, что Fine Cigar в состоянии оговорить с поставщиками удобные для себя сроки, оплачивая их счет в течение 60 дней.

  • В январе компания начинает работу, имея 10 тыс. долл., и прибавлю к ним 50 тыс. долл. выручки от продаж. Ей пока не приходится оплачивать стоимость каких-либо проданных товаров, поэтому единственные потери денег — это 30 тыс. долл. на текущие издержки. Таким образом, банковский баланс в конце месяца составляет 30 тыс. долл.

  • В феврале она получает еще 75 тыс. долл. от продаж и снова пока ничего не платит по стоимости проданных товаров. Поэтому чистый денежный поток месяца, после того как 30 тыс. долл. уходят на текущие расходы, составляет 45 тыс. долл. Теперь банковский балах отражается цифрой в 75 тыс. долл.

  • В марте компания получает в качестве выручки от продаж еще 95 тыс. долл., оплачивает январские поставки (35 тыс. долл.) и мартовские текущие издержки (30 тыс. долл.). Чистый денежный поток, поступивший в этом месяце на счет компании, составляет 30 тыс. долл., в результате чего банковский баланс выходит на цифру 105 тыс. долл.

Таким образом, предприятия, работа которых основана на наличности — розничные магазины, рестораны и т.д., — могут получать искаженную картину своих финансов. В данном случае банковский баланс Fine Cigar продолжает расти каждый месяц, даже несмотря на то что компания неприбыльна. Это может выглядеть здорово некоторое время, и так будет до тех пор, пока компания снижает расходы и выходит на прибыльность. Однако владелец предприятия должен быть очень осторожен. Если он будет успокаивать себя мыслью, что его бизнес успешно развивается и можно немного увеличить расходы, то рискует и дальше пойти по неприбыльному пути. Если же ему не удастся добиться прибыльности, он рано или поздно останется без денег.

На примере Fine Cigar можно провести некоторые параллели с реальным миром. Все предприятия, работа которых основана на наличных, — от крошечных магазинчиков Main Street до гигантов вроде Amazon.com и Dell, — живут совсем неплохо. Они пользуются роскошью получения денег от клиентов до того, как нужно будет оплачивать различные расходы и издержки. Они пользуются всеми преимуществами подобной разницы в цифрах, которая растет вместе с ростом предприятия. Между тем по стандартам отчета о доходах и расходах компания обязана быть прибыльной; в долгосрочной перспективе денежный поток не может служить защитой от неприбыльности. В примере с компанией по продаже сигар регистрируемые убытки рано или поздно приведут к отрицательному потоку денежных средств. Точно так же, как прибыли со временем приводят к деньгам, убытки поглощают эти деньги. Здесь мы пытаемся разобраться именно во времени появления и исчезновения этих денежных потоков.

Понимание разницы между прибылью и деньгами — ключ к повышению уровня своего финансового интеллекта. Это основополагающая концепция, освоить которую удается не многим менеджерам. Между тем она открывает отличные новые возможности для постановки грамотных вопросов и принятия разумных решений.

Развитие нужной квалификации. Две ситуации, которые мы уже описали в этой главе, требуют совершенно разных умений и навыков. Если компания прибыльна, но испытывает нехватку денег, то ей необходим эксперт по финансам — человек, способный найти дополнительные средства. Если же компания имеет достаточно денег, но не является прибыльной, то ей необходим эксперт по операциям — человек, способный уменьшить расходы или обеспечить дополнительную выручку без дополнительных издержек. Таким образом, финансовые отчеты не только говорят вам о том, что происходит в компании, но и о том, какого рода эксперта вы должны взять на работу.

Принятие правильных решений, касающихся распределения времени. Обоснованные решения о том, когда нужно действовать, могут значительно повысить эффективность работы компании. Возьмем, к примеру, Setpoint — производителя оборудования для аттракционов и автоматизированных систем управления. Параллельно с обучением людей деловой грамотности, Джо занимает должность финансового директора этой компании. Ее менеджеры знают, что самым прибыльным для предприятия является первый квартал года, когда поступает особенно много заказов на АСУ. Тем не менее с деньгами в это время почти всегда бывает туго, поскольку Setpoint приходится тратиться на покупку деталей и оплату работы подрядчиков. В следующем квартале денежный поток, как правило, улучшается благодаря дебиторской задолженности из предыдущего квартала, однако прибыли снижаются. Менеджеры Setpoint давно усвоили, что покупать производственное оборудование для бизнеса лучше именно во втором квартале, а не в первом. Хотя второй квартал традиционно и менее прибыльный, в это время у компании обычно бывает больше свободных денег для оплаты подобных покупок.

Главный урок здесь заключается в том, что компаниям необходимо иметь как прибыль, так и деньги. Это разные вещи, но для здорового существования бизнеса они требуются одновременно.



ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ПО ТЕМЕ:
Голые деньги. Откровенная книга о финансовой системеГолые деньги. Откровенная книга о финансовой системе
Управление денежными потоками. Как не оказаться на мелиУправление денежными потоками. Как не оказаться на мели
Путь. Как ускорить продвижение к финансовой свободеПуть. Как ускорить продвижение к финансовой свободе



МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)