Семь смертных грехов начинающего предпринимателя
Источник: MBA Strategy
Большинство предпринимателей знают, что очень многие стартапы вылетают в трубу в первые несколько лет. Бизнесмены, которым удалось удержаться на плаву, могут с уверенностью сказать, что выжили не на голом энтузиазме. Им приходилось много и долго работать.
Вот семь ошибок, которые очень часто совершают молодые бизнесмены.
1. Часто начинающие предприниматели забывают выделять достаточно финансов на поддержку компании. Мелкие бизнесмены очень быстро становятся банкротами не потому, что «недостаточно хороши» и не могут заставить бизнес работать. У них просто заканчиваются средства. Если денег нет уже в самом начале, то бизнес просто не успеет стать прибыльным и тем более не сможет поддерживать сам себя.
Совет: Отложите достаточно средств, чтобы поддерживать бизнес на стадии стартапа. Обязательно закладывайте в этот капитал столько денег, сколько понадобится для существования бизнеса в течение года-двух.
2. Часто бизнесмены делают слишком оптимистичные прогнозы, когда составляют бизнес-план. В эту ловушку попадаются очень многие. У них появляется отличная идея, они убеждают своих друзей и родственников, что теперь-то всё получится. И они бросаются в бизнес очертя голову, только потом понимая, что упустили ряд довольно важных деталей или проявили слишком много оптимизма в некоторых пунктах бизнес-плана. Поэтому хорошая идея может пропасть на корню.
Будьте честны с собой. Может быть, вы закладываете слишком мало времени на привлечение клиентов? Или решили, что на ваш продукт сразу возникнет огромный спрос? А возможно, вы не подумали о рисках?
Совет: Поговорите с тремя независимыми собеседниками (не входящими в число ваших друзей или родственников) и попросите их изобразить «адвоката дьявола», чтобы найти уязвимые места в вашем бизнес-плане и избежать их.
3. Часто встречается недостаточное внимание к бизнес-модели. Далеко не все вообще включают бизнес-модель в свой бизнес-план. Очень легко рассуждать о концепции своего бизнеса, но когда доходит до дела, нужно просто взять и объективно расписать свою бизнес-модель и потенциальные доходы, которые она принесёт. На самом деле одной хорошей идеи недостаточно — не обязательно из неё получится прибыльная бизнес-модель.
Совет: Можно обратиться в центр развития мелкого бизнеса, чтобы эксперты проконсультировали вас и оценили вашу бизнес-модель. Возможно, после их советов вы сможете построить более жизнеспособную систему, которая принесёт гораздо больше дохода, чем вы планировали.
4. Многие пытаются сэкономить на сотрудниках и делают всё сами. Если пытаться делать всё самостоятельно, то вы не просто доведёте себя до нервного срыва — из-за недостатка опыта во всех сферах пострадает ваш бизнес. Ваше время — деньги. Подумайте, где вам точно понадобится приложить собственные усилия. Может быть, вы лучше умеете создавать и обновлять контент, расписывать информацию по товарам и услугам, развивать отношения с постоянными клиентами и акционерами, вести переговоры с партнёрами? Выберите то, что умеете делать лучше всего.
А когда вы определитесь, наймите людей, которые будут заниматься вашим веб-сайтом, рекламой, пиаром, технической стороной дела и администрацией. Пусть и другие принесут пользу.
Совет: Главное — определиться, чем вы будете заниматься сами, а что перепоручите сотрудникам и партнёрам. Основное правило таково: если это не относится напрямую к сфере вашего бизнеса, то вы это делать не умеете. Это только отнимет у вас кучу времени, при том, что проще заплатить специальным людям.
5. Бывает, что молодые предприниматели не хотят работать на износ в первые месяцы существования фирмы. Удивительно, насколько часто встречаются бизнесмены, которые только-только запустили свой стартап и удивляются, почему не зарабатывают сотни тысяч, сидя за офисным столом всего по 25 часов в неделю. У этих людей взгляд на бизнес слишком радужный — они думают, что тяжёлой работы можно избежать и сразу получать много денег. Будем честны: бизнес требует огромной отдачи. Возможно, во время создания стартапа вам придётся работать на другой работе, чтобы содержать себя, или заниматься волонтёрством, или работать бесплатно, чтобы набираться опыта и общаться с нужными людьми. Да, возможно, придётся работать по ночам и по выходным.
Совет: Прежде чем создавать стартап, пересмотрите свой образ жизни и осознайте, что огромная часть вашего свободного времени (а может, и всё оно) уйдёт на развитие бизнеса.
6. Очень часто начинающие предприниматели ставят слишком низкую или слишком высокую цену на свой продукт. Бывает, что с вами не хотят иметь дела, потому что вы оцениваете себя слишком низко. Вас просто не считают серьёзной фирмой. Поэтому иногда приходится удваивать цену за тот же самый продукт, чтобы выглядеть внушительнее.
С другой стороны, если сразу выставить цену в двадцать тысяч, к вам тоже никто не обратится.
Совет: Исследуйте рынок и внимательно смотрите на цены в вашей сфере. Лучше сначала поставить немного сниженную цену, потом доказать качество продукта и повысить её. Хорошо бы ещё исследовать бюджет потенциальных клиентов — так вы поймёте, сколько с них можно запросить, и избежите риска серьёзной недооценки или переоценки ваших товаров или услуг. Варьируйте цены, чтобы у ваших клиентов был выбор.
7. Серьёзный недостаток — отсутствие стратегий роста. Всем нам попадались, например, рестораны, которые в самом начале оказывали прекрасные услуги, но потом, при расширении ассортимента или персонала, становились хуже. Их репутация портилась, а потом они закрывались. Не нужно повторять их ошибки.
Многие мелкие бизнесмены считают, что нужно пораньше захватить как можно больше рынка. Но это не совсем так. Иногда бывает, что вы привлекаете слишком много клиентов, а потом не можете справиться с наплывом, и это вредит долгосрочным перспективам развития вашего бизнеса.
Совет: Подумайте о том, как именно вы хотите развивать бизнес, подберите хорошую стратегию роста в самом начале (даже если со временем её придётся сменить).
|