Системно о творчестве и видении в бизнесе
Источник: EXIT Portal
В статье "Как бороться против копирования бизнеса" мы рассмотрели, как расставить приоритеты в борьбе с жёсткой конкуренцией, когда ваш продукт или производство просто копируется недобросовестным конкурентом или бывшим партнёром. Важность и эффективность тех или иных контрмер зависит от уровня бизнес-функций, диапазон которых начинается с потока клиентов и простирается вплоть до организованности производственных процессов и самой идеи продукта. Уровень идеи продукта и мотивации производителя — своего рода ватерлиния: выше открываются новые горизонты творчества, но подняться к ним — трудная задача.
Как стимулировать появление новых идей продуктов и их оформления? Как призвать вдохновение? Можно ли заниматься творчеством закономерно? Как создавать тренды? Постараемся дать системный ответ в этой статье.
Мотивация производителя
Уровень мотивации и вдохновения — очень тонкий, и немногие компании достигают этого уровня зрелости, так как немногие создатели бизнеса соответствуют ему. Времена стандартизации, крупных концернов и масс-маркета не способствуют их появлению.
Мотивация производителя, направление всего его движения определяется его способностью ставить вдохновляющие цели. Если создатель бизнеса сумел поставить перед собой действительно вдохновляющие цели — выше, чем банальный рост прибыли — редкие конкуренты будут в состоянии идти по его следу, так как они более инертны. Имея мечту и неуклонно задавая тенденцию движения к ней, можно быть уверенным, что скопировать это практически невозможно.
Личностное развитие
Установление и достижение зрелости на уровне творчества напрямую связано с развитием личности самого предпринимателя. Этот вопрос должен найти своё законное и закономерное место, но в этом и заключается сложность — над ним задумываются не часто, ограничиваясь рассмотрением вопросов конкурентной борьбы и финансовых потоков.
Производителю необходимо работать над собственным развитием, увеличением силы своей личности и собственного достоинства, в том числе — окружая себя подобными себе достойными людьми.
В наши дни человек, владеющий настоящим делом, а не просто бизнесом по перепродаже товаров, услуг или финансовых инструментов, и задумывающийся над тем, кому его передать, сталкивается с большой проблемой. Он нуждается в преемниках, которых должен найти и подготовить, чтобы передать им продукт, и которые продолжили бы его работу.
Оглянитесь и оцените, насколько эта задача далека от современного бизнеса, в котором утеряны традиции родового или семейного дела. Об этом мало кто задумывается, гораздо проще бизнес продать, и это считается не просто нормой, но и разумным решением.
Развитие творческих способностей и видения
Способность к творчеству — ещё более редкое качество, которое дано далеко не всем и подразумевает отношение к своей деятельности, в первую очередь, как к творческому процессу, а не процессу получения доходов. Это очень сложный механизм и естественным образом возникает вопрос, можно ли как-то стимулировать творческое вдохновение, тренировать этот «мускул».
Если соответствовать этому уровню поначалу сложно, связь с наставником по бизнесу и единомышленниками может помогать находить творческие идеи, которые, в основном, связаны с такими понятиями, как «образ», «визуализация», «формулировка», «форма», «оформление» или «формат».
Для развития в себе способности к творчеству и видению необходимо постоянно фиксировать формулировки определений, смотреть, какие формы продуктов существуют в обществе, подсматривать за природными формами, коллекционируя эти образы. Это поможет обогатить творческую составляющую дела.
Необходимо учиться формулировать запрос, что именно требуется, при этом исключительно важна точность формулировок. Если это условие соблюдено, в ответ на лаконично сформулированный запрос приходят идеи, которые комбинируются в готовое решение.
Сказать «учитесь формулировать запрос» легко, но с чего начать?
Запросы бывают двух видов: вопрос для понимания сути и запрос на обретение формы.
Интересно, что в то время, как вопрос и приходящий на него смысловой ответ — явления ментального плана, то запрос на форму-образ должен происходить на уровне личной эмоциональной сферы. Поэтому естественно, что во втором случае должны участвовать чувства и эмоции творческого человека.
Знание, которое ищет человек, образует внутри его души структуру, подобную скелету, который необходимо ещё облечь в мягкую приятную форму-плоть. Эта плоть и придёт в ответ на запрос образа-формы.
Например человек, формулируя запрос, говорит: «Я хочу чего-то эдакого, чувствую, какое оно, точно сказать не могу, какое, но без него тоже не могу». Это и есть тот эмоциональный посыл запроса, который приглашает прийти различные формы из внешней природы, внешнего мира.
Тот же механизм работает, когда женщина эмоционирует по какому-либо поводу. Кто из нас не сталкивался с подобной ситуацией: женщина «накручивает» себя, создавая эмоциональный «вихрь», в ответ на который приходит множество надуманных образов, причём совершенно необязательно реальных. И именно это демонстрирует практичность и эффективность такого подхода, но уже целенаправленного — для привлечения образов-форм.
Таким образом можно визуализировать что-либо: провоцировать эмоциональный запрос, походить с ним, пожить, стараясь поддерживать в себе связанные с этим эмоции, «войти в образ».
Мечтательность — прямое проявление приглашения желанного образа. При этом человек говорит себе, что хочет чего-то хорошего, не хочет плохого, и на это желание приходит масса образов, из которых он выбирает наиболее подходящий и удерживает его своими чувствами. Тогда чувства и образ сходятся. Но подготовкой к этому процессу является коллекционирование образов: я хочу чего-то, и мне откуда-то из окружения предлагают некий образ. Я вижу, что это не то, что мне нужно сейчас, но сам по себе образ отличный, поэтому я сохраняю его в свою коллекцию, и впоследствии он мне пригодится.
Формирование и формулирование мечты — самое главное также и для бизнеса. Бизнесмен очень ясно видит, как всё должно быть, и старается показать картинку, на что всё это похоже. Интересно, что именно это почему-то и называют в бизнесе «миссией». Хотя это слово недостаточно точное. «Мечта» на древнеславянском происходит от слова «мекать», то есть «появляться и исчезать, поблёскивать». Мечта — нечто иллюзорное, что проявляется и снова пропадает.
Наш совет любому производителю: чувствами формировать мечту по поводу своего продукта. Затем эту мечту описывать дизайнеру, который будет слушать и сразу же делать какие-то зарисовки. Своими рассказами производитель стимулирует какие-то образы проявиться в дизайнере. Затем он просто перепроверяет, подходят ли ему образы его продукта, которые родились у дизайнера или нет. Это эффективный способ взаимодействия производителя и дизайнера-оформителя.
Разработка новых концепций
Итак, видение — это приход идей, спонтанный процесс, лишённый закономерности создания нового продукта.
Концепции, инновации, производство чего-то принципиально нового — на уровень выше, так как подразумевают системный подход.
«Концепция продукта» — это только звучит просто. Но реально над этим нужно много работать. На этом уровне задаются вопросом: «В чём смысл?».
Разработав концепцию, её же нужно ещё не потерять, соблюсти. Если что-то будет отклоняться от неё, немедленно отказываться от этого, не жертвуя концепцией в погоне за увеличением прибыли.
В Западной Европе и по сей день сохранилось достаточно много традиционных производителей с чёткой концепцией и последовательным и качественным её воплощением. На фоне всеобщей стандартизации, массового производства ширпотреба и некой глобальной моды к выхолощенным, «пластиковым» продуктам-однодневкам, они создают для себя особые ниши и внимательны к сохранению чистоты своей концепции. Многие работают в ценовом сегменте значительно выше среднего, но успешны и находят своего потребителя, который ценит настоящее и ностальгирует по нему.
Итак, мы увидели, что чем выше мы поднимаемся в своём деле и мастерстве, тем тоньше там всё устроено, тем более ценные процессы происходят, и тем больше возможностей нам открывается. Это трудный путь, но только он ведёт к настоящему творчеству, в результате которого рождается настоящий продукт.
Иллюстрация: frankie's / Shutterstock.com
Об авторе:
Олег Бокачёв, создатель и руководитель Центра экспертных решений DhanuR, специализирующегося на индивидуальном консультировании с акцентом на кризисных ситуациях.
|