Курсы для директора
Автор: Екатерина Иванова, "Экономические известия" (№54, 29 марта, 2007)
В этом году примерно 600 украинских топ-менеджеров посетят всевозможные тренинги, прогнозируют аналитики. Это почти на 200 человек больше, чем в прошлом. Несмотря на повышение интереса топов к тренингам, качество предлагаемых программ остается низким.
«Дело было в Москве. 1999 год. Как раз пошла мода на всевозможные бизнес-тренинги. Я тогда работал директором по маркетингу в одной крупной компании. И мы всем составом директоров (около 60 человек) отправились на тренинг для топ-менеджеров. Нужно сказать, что мало у кого в те времена было бизнес-образование. И вот тренер прицепилась ко мне с расспросами: мол, какое я имею право — как человек с медобразованием — руководить маркетинговым отделом крупной бизнес-структуры. То есть по сути определять развитие всей компании. Я долго пытался донести до тренера, что не первый день в бизнесе, что обладаю необходимыми знаниями и т.д. В итоге просто спросил, какое образование у нее. Ответ: «Пединститут и бизнес-курсы». Закончилось все тем, что на тренинг меня не пустили»,— рассказывает президент Украинской ассоциации туристических агентств Равиль Хамитов.
Негативным опытом общения с бизнес-тренерами делится и Евгений Чичваркин, председатель совета директоров компании «Евросеть»: «Несколько раз я посещал тренинги, но все это чушь. Постсоветскому бизнесу всего 16 лет. Поэтому нет людей, которые могут чему-то научить».
Не все так печально, утверждают специалисты сферы бизнес-образования. И уверяют, что сейчас можно выбрать тренинг на любой вкус. Консалтинговые агентства могут разработать и индивидуальный курс под конкретного заказчика. Учиться в индивидуальном порядке предпочитают отечественные топ-менеджеры. Многим из них неудобно сидеть в группе и демонстрировать всем свои слабые места. Наталья Соловей, исполнительный директор компании LeaderGroup, говорит, что за последний год интерес к тренингам у управленцев высшего звена вырос примерно на 30-40%. В прошлом году услугами тренеров воспользовались примерно 400 отечественных топ-менеджеров. А за первые три месяца этого года — уже около 150 человек. «Наибольшей популярностью пользуются такие программы, как лидерство, управление переменами и управление в условиях неопределенности. Остаются актуальными такие тренинги, как эффективная коммуникация, коучинг, делегирование полномочий»,— отмечает она.
С ней соглашается и Инна Муратова, координатор тренингов компании StepTraining. И добавляет: «Этот сегмент (тренинги для топов.— Авт.) остается одним из наиболее сложных. Отечественный рынок расширился и активизировался, увеличилось и количество управленцев. Последних можно разделить на две категории: тех, кто уже насытился тренингами, и тех, кто еще к ним не готов».
Бизнес-тренеры отмечают, что управленцы чаще всего выбирают одно- и двухдневные тренинги. Нередки случаи, когда топы отправляются послушать мировых гуру бизнеса. Но впечатления от прослушанного различны. «Времена тренингов Питерса и Котлера прошли. Их книги и стратегии — это прошлый век. Теперь они уже лет 20 колесят по Восточной Европе, собирая деньги за старые идеи и не добавляя ничего нового. После тренинга выходишь озадаченный: заплатил, а услышал то, что читал в книге»,— делится опытом Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской рекламной коалиции. Он также подчеркивает: каждый тренинг должен нести новый опыт, который могут генерировать лишь практики, работающие в реальном бизнесе. Юлия Кожарская, директор по корпоративным связям международного холдинга «Атланта-М», считает, что тренинги — полезная вещь: «Это быстрый способ почерпнуть новые знания, держать руку на пульсе времени и тенденций. На мой взгляд, наиболее эффективны тренинги по командообразованию. Недавно у нас случилась такая история. В высшем эшелоне компании около полугода зрел конфликт. Он не озвучивался, но мог привести к развалу предприятия. На одном из тренингов для топов конфликт был погашен общими силами за 10 минут. Было предложено 20 вариантов решения, из которых конфликтующие стороны выбрали оптимальный».
Сейчас в Киеве насчитывается около 90 образовательных бизнес-центров и школ. Стоимость участия в тренингах колеблется в рамках $300-2000 в день. Все зависит от специфики тренинга и преподавателей. Наиболее распространенным вариантом остается тот, при котором тренерами выступают специалисты обучающей организации.
Но, как утверждают специалисты, такая ситуация продлится недолго. И место таких тренеров займут сами руководители предприятий. «Менеджеры заинтересованы в том, чтобы передавать свои знания. Во-первых, так они развивают рынок, на котором работают. Во-вторых, играют роль личные амбиции. У каждого человека наступает в жизни момент, когда он понимает, что готов делиться накопленными знаниями»,— считает Вадим Стегайло, директор тренингового центра компании «Стратегический партнер».
Наиболее востребованные украинскими менеджерами тренинги
Программа тренинга |
Длительность |
Средняя стоимость |
Стратегический тайм-менеджмент, личностный менеджмент, стресс-менеджмент |
2 дня |
$700 |
Эффективные переговоры (общий курс) |
2 дня |
$450 |
Тактика влияния и убеждения в деловых переговорах |
1 день |
$750 |
Командообразование |
1 день |
$600 |
По данным открытых источников
|
|