ИНСАЙТЫ | Монетизация 30 апреля 2015 г.

Как на самом деле зарабатывают интернет-компании

Автор: Илья Носырев
Источник: журнал "Деловая среда"

Капитализация каждой из этих компаний превышает $1 млрд., их имена у всех на слуху, но как именно они зарабатывают деньги, обычно остается за кадром. Многие из них являются интернет-сервисами, где регистрация для всех участников совершенно бесплатна.

Как на самом деле зарабатывают интернет-компании
Иллюстрация: Shutterstock

1. Foursquare

У многих из нас есть аккаунт на этом сайте, и некоторым даже удалось стать «мэром» того или иного места — столовой, дома культуры или книжной лавки. Это весело и даже в какой-то степени почетно — именно элементы геймификации сделали этот сайт популярным, и сейчас у него более 45 млн. зарегистрированных пользователей. Но неужели вся его работа — чистая благотворительность? Ведь Foursquare не просит денег за регистрацию ни с рядовых пользователей, ни с компаний — более того, чаще всего аккаунты компаний регистрируют не их официальные представители, а именно посетители, которые часто бывают в их офисах или торговых точках. Нет, благотворительностью тут и не пахнет — в действительности сервис все-таки получает деньги с компаний: они платят за каждого клиента, приведенного при помощи средств геолокации. Например, если вы ищете ресторан или парикмахерскую, сайт подсказывает вам близлежащие заведения; если вы бронируете там столик или занимаете очередь на стрижку, ресторан и парикмахерская делают отчисления Foursquare. Поскольку Foursquare сейчас — один из мощнейших сервисов геолокации в мире, сотрудничество оказывается выгодным и для самих зарегистрированных компаний.

2. Twitter

Что получает эта популярная соцсеть с того, что дает пользователям возможность читать и обсуждать новости? Самое мощное средство монетизации Twitter — это сервис контекстной рекламы Promoted Trends, чьи сообщения показываются в левой колонке пользовательского аккаунта. Любая компания может купить право заявить о себе как минимум на один день. В 2010 году, когда сервис был запущен, цена за один день пользования услугами Promoted Trends составляла $80 000, но уже к 2013 году она достигла $200 000. Даже если Twitter продает всего одну такую услугу в день, ее годовая выручка составит $73 млн. Кроме того, несколько лет назад соцсеть за деньги предоставляла доступ в реальном времени к своей базе данных таким IT-гигантам, как Microsoft и Google — цена услуги для каждой компании составляла $15 млн в год.

3. Square

В 2010 году эта компания подарила небольшим фирмам возможность обходиться без терминала банковских карт. Расплачиваться дебитными и кредитными картами стало можно непосредственно со смартфонов и планшетов при помощи небольшого ридера, подсоединяемого к их аудиовходу. Трудно поверить, что компания, которая растет, как на дрожжах (менее чем за год сумма ежедневных сделок в ее платежной системе достигла $4 млн.) питается крошечными отчислениями со сделок. С каждого платежа, будь он сколь угодно велик, Square оставляет себе всего $0,15, плюс дополнительные 3,5%, которые система берет только с тех, кто вводит данные карты вручную (такая необходимость, если представитель компании не обзавелся ридером и вводит данные клиента в любое доступное мобильное устройство). Схема монетизации работает именно за счет числа сделок — а оно, в свою очередь, растет именно благодаря скромности требований Square.

4. Gilt Groupe

Необычная торговая площадка для модных брендов одежды продает товары по ценам, которые подчас выгоднее, чем в официальных магазинах тех же марок. Как это может быть — неужели Gilt Groupe торгует себе в убыток? Разгадка кроется в том, что в действительности компания скупает у брендов те партии товаров, которые залежались на складах и нуждаются в немедленной реализации. Компания покупает их с большой скидкой, а затем добавляет к ним маржу, которая обычно составляет не менее 50% их окончательной цены — и продает с большим успехом. Бизнес-модель оказалась настолько удачной, что продажи ежегодно росли в несколько раз — если в 2008 году они составляли всего $25 млн., то в 2009-м поднялись до $170 млн., а в 2010-м — до $425 млн.

5. Spotify

Этот британский музыкальный сайт гораздо лучше любых пиратских — Spotify позволяет бесплатно слушать любые саундтреки бесплатно и при этом легально. Роялти, которые платит самая компания за всю эту музыку звукозаписывающим студиям, заставляют заподозрить ее как минимум в альтруизме — ее выплаты в среднем в 5 раз выше, чем, например, при обычном контракте студий с радиокомпаниями. Как же Spotify удается не только держаться на плаву, но и процветать? Дело в том, что никакого бесплатного сыра в действительности нет — после определенного числа прослушиваний одного и того же саундтрека (например, популярной или любимой песни) сайт предлагает зарегистрироваться. Добиться окупаемости проекту было нелегко — например, в 2009 году, когда у сайта было всего 250 000 подписчиков, его доходы составляли 11 млн. фунтов, а расходы на лицензирование — 18 млн. фунтов. Все поменялось, когда число подписчиков перевалило за 1 млн., а Spotify из локального проекта превратился во всемирно известный.

6. LivingSocial

Это сайт, предлагающий насладиться радостями тотального потребления со скидкой — рестораны, авиаперелеты, экзотические путешествия и билеты в кино, на которых можно сэкономить до 80%. И все это в родном городе — сервис геолокации позволяет находить самые выгодные места. Схема монетизации LivingSocial, впрочем, очевиднее, чем у сервисов, речь о которых шла выше — конечно же, он живет процентами с продаж, как и его более именитый конкурент — Groupon. Но сотрудничать с LivingSocial сейчас, пожалуй, выгоднее, чем с Groupon: последний берет около 50% с каждой сделки, а запросы LivingSocial скормнее — 30-35%. И представьте, даже соглашаясь оставлять треть цены посреднику, эти компании получают вполне приличную прибыль! Для потребителей эта информация — прекрасный повод задуматься, насколько сильно они переплачивают за любые повседневные услуги.

7. Facebook

Так же, как и Twitter, эта социальная сеть получает львиную долю доходов с рекламы — благодаря тому, что Facebook собирает столько данных о пользователе, объявления получаются адресными и генерируют на порядок больше лидов, чем обычная интернет-реклама. Однако это не единственный источник доходов соцсети — мало кто знает, например, что Facebook забирает почти треть (30%) от стоимости любых покупок, совершаемых через интерфейс онлайн-игр: покупая виртуальные монетки или еду для котика-тамагочи, вы не даете умереть с голоду Марку Цукербергу. В общей выручке соцсети деньги за виртуальное добро составляют около 12%, удивительно, не правда ли?




ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
КНИГИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ:
Гиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времениГиперфокус. Как я научился делать больше, тратя меньше времени
Хватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работуХватит мечтать, займись делом! Почему важнее хорошо работать, чем искать хорошую работу
Разум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целейРазум под контролем. Неочевидные стратегии достижения целей

МЕТОДОЛОГИЯ: Стратегия, Маркетинг, Изменения, Финансы, Персонал, Качество, ИТ
АКТУАЛЬНО: Новости, События, Тренды, Инсайты, Интервью, Бизнес-обучение, Рецензии, Консалтинг
СЕРВИСЫ: Бизнес-книги, Работа, Форумы, Глоссарий, Цитаты, Рейтинги, Статьи партнеров
ПРОЕКТЫ: Блог, Видео, Визия, Визионеры, Бизнес-проза, Бизнес-юмор

Страница Management.com.ua в Facebook    Менеджмент.Книги: телеграм-канал для управленцев    Management Digest в LinkedIn    Отслеживать нас в Twitter    Подписаться на RSS    Почтовая рассылка


Copyright © 2001-2023, Management.com.ua

Менеджмент.Книги

телеграм-канал Менеджмент.Книги Менеджмент.Книги — новинки, книжные обзоры, авторские тезисы и ценные мысли из бизнес-книг. Подписывайтесь на телеграм-канал @books_management



Спасибо, я уже подписан(-а)