Лови удачу в сети!
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№51-52, 2009)
«У него большие связи», — почтительно шепчутся за спиной. И это соответствует действительности. Он добивается успехов благодаря умению создавать и поддерживать полезные и приятные знакомства.
Общительность, коммуникабельность — так описывают желаемые качества потенциального работника в 80% объявлений о вакансиях, иногда не умея выразить словами, то к чему стремится душа работодателя. Впрочем, если для продавца-консультанта этого и достаточно, то менеджеру более высокого класса гораздо важнее умение заводить и поддерживать полезные знакомства.
Новая старая компетенция
Нетворкинг (установление деловых контактов) отличается от общительности — своей целенаправленной активностью. Просто общительному человеку может быть абсолютно все равно, с кем завести беседу — с бабушкой в метро, с соседом по барной стойке или курьером из офиса напротив.
Но эти контакты теряются так же легко, как и приобретаются. В свою очередь нетворкер — это человек, который никогда «не теряет друзей». За последнее время понимание этого понятия расширилось и стало включать в себя нечто большее, чем просто поиск работы с помощью друзей и знакомых.
Так, к примеру, всего пару десятков лет назад только нетворкер мог быть абсолютно успешен и доволен собой. Знакомство с директором гастронома гарантировало наличие сухой колбасы на праздничном столе, знакомство с автослесарем или сантехником — возможность быстро избавиться от проблем. Сейчас нетворкинг — это последний писк моды в кадровой индустрии. Таких сотрудников ценят и ждут, небезосновательно считая, что их умение формировать и организовывать социальные сети в наш информационно-сетевой век особенно важно.
«Есть мнение, что эта компетенция позволяет сотруднику, благодаря своей широкой сети контактов, для решения любой задачи быстро находить и привлекать людей, способных работать оптимально. Такие временные мобильные группы — очень работоспособны и самомотивированы. И что бизнес-система, выстроенная таким образом, в отличие от традиционной иерархической, гораздо более гибкая и адаптивная. Могу допустить, что такая работа — дело не самого отдаленного будущего», — уверена Ольга Лисиченко, исполнительный директор ООО «Софтсити» (разработка и внедрение ПО, штат — 62 чел.).
Впрочем, чтобы успешно искать и находить этих «людей будущего», нужны как минимум критерии оценки данного качества.
10 признаков хорошего нетворкера
- Он всегда утвердительно отвечает на вопрос: «Не знаете ли Вы кого-нибудь, кто бы мог …».
- В его записной книжке, телефоне и визитнице не менее 300 контактов.
- Он никогда не забывает поздравлять с днем рождения и праздниками коллег, друзей и просто знакомых.
- Он дружелюбен, внимателен и в любой ситуации может найти нужные слова.
- Обычно он придерживается принципа «с конкурентами нужно дружить».
- К соперничеству как к явлению он относится презрительно — у него есть другие, более эффективные способы решения проблем.
- Он всегда ведет себя так, как ожидают окружающие.
- Он никогда не избегает ситуаций, где можно познакомиться с большим количеством людей — будь то свадьба или похороны.
- Он любопытен и любознателен.
- Он обладает высоким эмоциональным интеллектом, а его показной конформизм отражает умение легко приспосабливаться к социальным ситуациям.
|
Кто же он?
Основные психологические свойства такого человека, считает рекрутер Ольга Ремикова, «низкая тревожность и высокая поисковая активность. Нетворкер не обязательно должен быть экстравертом, иногда молчаливые люди способны достигать впечатляющих успехов в этом виде деятельности».
«Человек, обладающий этим даром, убежден, что чем больше людей он знает и находится с ними в хороших отношениях, тем легче ему достичь успеха», — рассказывает бизнес-тренер Андрей Кульбенко. На своих тренингах он говорит знакомые всем вещи: напоминает о том, как важно преодолеть привычную лень, и, набрав телефонный номер, позвонить знакомому, чтобы поздравить его с днем рождения. «Нетворкинг — это компетенция, которую можно развивать, — считает г-жа Лисиченко. — Она имеет огромное значение для бизнеса, ведь в большинстве своем люди предпочитают делать покупки или заказывать услуги у тех, кого они знают. В таком случае традиционный маркетинг подкрепляется сетевым, но не имеет его недостатков, что вдвойне эффективно».
Однако развитие этого сегмента отечественного тренингового рынка — дело будущего. «Насколько мне известно, на сегодняшний день отечественный рынок тренинговых услуг не предлагает подобных программ. Некоторые элементы развития данной компетенции представлены в тренингах по развитию деловой коммуникации. Но в подобных программах они включены в более широкий контекст», — сообщил г-н Кульбенко. В то же время коучеры охотно предоставляют своим клиентам консультации относительно того, как развить у себя этот навык.
«Основной совет, который можно от них услышать: организовывайте свои контакты с людьми и систематизируйте полученную информацию», — рассказывает московский бизнес-тренер, коучер Анатолий Матлах. По его мнению, большинство полезных знакомств утрачивается вследствие хаотичного, бессистемного подхода к выстраиванию своей социальной сети.
Широкие возможности для организации собственной сети контактов предоставляет и интернет. В случае совпадения жизненных и прочих позиций виртуальное общение легко перерастает в реальное. «В свое время благодаря своим успехам в качестве консультанта на одном из международных форумов я получил приглашение прочитать цикл лекций от одного европейского университета. К тому же для специалиста, продвигающего свои услуги, общение с единомышленниками и презентация себя миру — необходимое условие его успеха», — уверен г-н Матлах, также подчеркивая, что главное в деле нетворкинга — не столько уметь находить, сколько уметь не терять контакты.
Именно поэтому сейчас самое время вспомнить о том, что близящиеся новогодние праздники — отличный повод напомнить о себе друзьям и знакомым.
|