Племя необученное…
Автор: Наталья Науменко, "Власть денег" (№38, сентябрь, 2007)
Бесплатная рабочая сила — это головная боль, морока и «отвлекающий» фактор. Так характеризуют практикантов и стажеров большинство руководителей компаний.
Во время прохождения практики в одной известной компании, работающей на рынке FMCG, юные студенты-маркетологи уговорили руководство провести ребрендинг торговой марки. И это дорогостоящее мероприятие принесло положительные плоды — прибыль предприятия значительно выросла. Разумеется, в бизнес-практике подобные случаи — скорее исключение, чем правило, однако все больше компаний организовывают программы стажировок и готовы стать наставниками для будущих профи.
Не отказываются от дополнительных рабочих рук и в туристической компании ООО «Агентство «Пан Укрейн». «В вузах знают, что мы всегда с удовольствием берем стажеров, и присылают студентов. Иногда ребята обращаются к нам напрямую. Некоторые из них остаются работать», — рассказала Наталья Померанская, руководитель отдела продаж ООО «Агентство «Пан Укрейн» (штат — 60 чел.). А вот Илья Сурковский, руководитель ООО «Трим» (полиграфические услуги, штат — 28 чел.), поведал журналистам «ВД», что зарекся приглашать стажеров после того, как вместе с ними из офиса пропали несколько дорогостоящих картриджей к профессиональному оборудованию и мобильный телефон одного из сотрудников.
Разумеется, в классическом понимании программы стажировок и прохождение практики студентами предполагают совершенно разный подход к подобным мероприятиям. Стажироваться, а точнее — повышать квалификацию, могут и весьма квалифицированные сотрудники, а вот практику на предприятиях проходят исключительно «зеленые» студенты. Однако в «быту» мало кто разделяет эти понятия. Не вдаваясь в терминологические тонкости, журналисты «ВД» попытались разобраться, в чем руководители компаний видят плюсы и минусы работы молодых приходящих сотрудников.
Пополняя ряды
«В привлечении молодых людей мы видим одни лишь положительные моменты», — рассказал Александр Карпенко, инженер ООО «Техбудмеханiка» (демонтаж промышленных и жилых зданий, штат — около 50 чел.). — Никаких проблем и происшествий с практикантами никогда не было. Наши сотрудники не возражают против того, чтобы учить и опекать молодежь. Стараются помогать, прощают ошибки. В результате 90% практикантов остаются работать в компании». И действительно, многие компании видят отличную возможность сформировать кадровый резерв, при этом не тратя значительные суммы на поиск специалистов. Кроме того, это позволяет испытать в деле потенциальных сотрудников. Ведь на собеседовании порой нелегко бывает обнаружить неприемлемые для компании качества или реакции внешне успешного человека. «Молодые люди могут быть излишне амбициозны. У нас был случай, когда стажер, с которым две недели возились все сотрудники, объясняя азы профессии, в ответ на просьбу завезти документы партнерам заявил, что не нанимался работать курьером. Разумеется, после этого вопрос о возможном продолжении его карьеры у нас в компании отпал сам собой», — рассказала Раиса Сотенко, менеджер по персоналу РА «Агат» (производство и размещение наружной рекламы, штат — 26 чел.).
Эксперты обращают внимание и на тот факт, что молодые люди, взращенные в компании, в случае их последующего трудоустройства проявляют более высокую лояльность. И, в отличие от сотрудников, уже имеющих за плечами опыт работы в различных фирмах, они быстрее и легче принимают правила корпоративной культуры. В связи с этим в некоторых компаниях разработаны специальные программы стажировок, предполагающие последующий отбор и трудоустройство лучших.
«Обычно программы стажировок наиболее тщательно и продуманно разрабатываются в крупных международных компаниях. В них существуют свои стандарты обучения, требования к претендентам. Например, не так давно я слышала о компании, честь поработать в которой может быть предоставлена только круглым отличникам», — сообщила Раиса Сотенко. В то же время, по результатам нашего мини-опроса, далеко не все отечественные предприятия готовы «на лету» подхватывать молодых перспективных специалистов. Оксана Солонникова, специалист по подбору персонала компании WST-консалтинг (кадровый консалтинг, штат — 7 чел.), объясняет такое положение дел отсутствием четких корпоративных стандартов и требований к сотрудникам, а также такой характерной особенностью украинских компаний, как предпочтение тактических решений в ущерб стратегическим. «В отличие от зарубежных корпораций, имеющих давние традиции и, порой, вековую историю, отечественным предприятиям, не избалованным политической и экономической стабильностью, нелегко думать о завтрашнем дне. Все решения должны приниматься быстро, в зависимости от обстановки. Та же тенденция наблюдается и в кадровой политике. Вместо долгосрочного планирования по отбору и привлечению потенциально интересных для компании людей приходится латать дыры. Возможно, со временем, когда украинский бизнес окрепнет и сможет думать о будущем, ситуация изменится».
Кто кому должен
Впрочем, временные и интеллектуальные затраты работающих сотрудников, потраченные на обучение молодых и «зеленых», не всегда могут быть компенсированы пользой, которую последние способны принести компании.
Например, в торговых компаниях, работающих с корпоративными клиентами, где и цена ошибки, и материальная ответственность за результат может быть высока, стажеров не очень жалуют. Особенно это касается компаний, заработок менеджера в которых напрямую зависит от объема его личных продаж. Разумеется, тратить время на «зеленую поросль», обучая ее всем премудростям, да еще и за счет собственного заработка, мало кому захочется.
ЧТОБЫ НЕ ОШИБИТЬСЯ
- При выборе молодых людей с «нулевым» опытом работы эксперты советуют ориентироваться на общий уровень подготовки, эрудицию и степень личностной зрелости. Именно последнее качество поможет определить, насколько серьезно молодой человек будет относиться к поставленным задачам.
- С точки зрения кадровой безопасности очень важно выяснить, нет ли у будущего практиканта друзей или родственников, работающих в конкурирующих компаниях. Для этого лучше всего использовать специально разработанные анкеты, включающие уточняющие вопросы.
- Организация работы со стажерами должна быть четкой, понятной всем участникам процесса и предполагать материальную заинтересованность. В противном случае можно столкнуться с прямым саботажем опытных сотрудников, не желающих тратить свое рабочее время на обучение самих практикантов.
|
Совсем иначе обстоит дело в компаниях, бизнес которых ориентирован на массового потребителя. Молодых людей охотно привлекают к работе с покупателями, резонно полагая, что с подобной работой могут справиться те, кто успешно прошел вводный курс, который в различных компаниях длится от нескольких часов до нескольких дней.
В компаниях, бизнес которых связан с высокими технологиями или ноу-хау, нередко побаиваются происков конкурентов. «Засланный казачок», попав в компанию под видом стажера, способен не столько получить ценную информацию, сколько нанести вред, например, умышленно запустить компьютерный вирус в систему или иным способом нарушить работу компании. По мнению Сергея Крахта, руководившего в прошлом службой безопасности крупного промышленного холдинга, такие шпионы и диверсанты среди стажеров не так уж и редки. «Я бы посоветовал не брать людей «с улицы». Пусть это будут знакомые или родственники проверенных сотрудников, которые могут поручиться за своих подопечных. В крайнем случае, это могут быть отобранные в дружественном вузе студенты», — полагает г-н Крахт.
Особая тема — оплата труда стажеров и практикантов. В некоторых компаниях молодые люди получают небольшую зарплату или премиальные, в некоторых — набираются опыта, своим трудом компенсируя затраты на обучение. И крайне редко встречаются случаи, когда «за науку» и возможность поработать платить приходится самим стажерам.
Куда пошлют
В любом бизнесе существует определенный процент скучной, неблагодарной и рутинной работы. Если цена ошибки велика, — к такому труду привлекают людей опытных, компенсируя неинтересную работу приличной зарплатой. А если риск для дела минимален, различные раздражающие сотрудников дела с удовольствием отдают практикующейся молодежи.
«Дополнительные рабочие руки всегда нужны. Конечно, о важной работе речь не идет. Но если в разгар сезона есть кто-то, кому можно поручить отправить факс или выполнить другие мелкие поручения, это очень кстати», — считает Наталья Померанская. Многие студенты рады такой возможности получить минимальные представления о своей будущей профессии. Однако далеко не все практиканты готовы брать на себя малоинтересные вспомогательные функции. И когда оказывается, что учить профессиональным тонкостям никто никого не собирался, молодежь теряет интерес к работе, ищет возможность всеми правдами и неправдами поскорее закончить подобное «погружение» во взрослую жизнь. «Когда я сама была студенткой и собиралась проходить практику в одной известной компании, мой отец посоветовал мне отказаться от этого предложения и выбрать небольшую фирму, где все были на виду и можно было окунуться в атмосферу рабочих будней. Он сказал мне: «Любая работа, которой можно научить самую умную обезьяну, — недостойна человека», — поведала Раиса Сотенко. Тем не менее, по мнению наших экспертов, большинство руководителей компаний не готовы поручать сколько-нибудь творческую и ответственную работу практикантам. В то время как на вакансиях промоутеров, мерчандайзеров, операторов ПК, помощников секретарей или продавцов стажеров рады видеть всегда. Исключение составляют лишь студенты «дефицитных» специальностей — будущие архитекторы, строители, радиоэлектронщики, программисты, специалисты по информационной безопасности. Для них специалисты компаний прямо в вузовских аудиториях проводят презентации, рассказывая о деятельности своих компаний и возможности трудоустройства.
|