Ай да секрет
Автор: Ксения Бородаченко
Источник: "БИЗНЕС" (№46, 2012)
Даже никогда не переступавшие порог бизнес-школы, но хоть немного пытавшиеся вникнуть в тему управления прекрасно знают постулаты успешного менеджера: делегируй полномочия, культивируй прозрачность, слушай, о чем говорят коллеги, и т.д.
На словах той же философии придерживаются и в компании Apple (г.Купертино, США; с 1976 г.; 63 тыс.чел.). Так, в 2005 г. в своей знаменитой речи, адресованной выпускникам Стэнфордского университета, ее легендарный основатель Стив Джобс призывал "не позволять шуму чужих мыслей заглушать ваши собственные голоса, сердце и интуицию".
Но, похоже, под словом "ваши" он отчасти подразумевал "мои и только мои" — к такому выводу пришел в своей книге "Внутри Apple. Как работает одна из самых успешных и закрытых компаний" американский журналист Адам Лашинский, специализирующийся на изучении бизнеса компаний Силиконовой долины.
По его мнению, от сотрудников Apple ожидали следования приказам вполне конкретного человека, этакого штатного пророка, коим был Джобс.
Конечно, представленная книга — вовсе не его биография (о его подробном биографическом жизнеописании. В этот раз исследуется, скорее, внутренняя магия компании. И как можно обойти незаурядную личность Джобса в повествовании? Ведь пресловутая магия — именно его рук дело.
"Эту компанию следует рассматривать как громадное сплетение противоречий", — рассуждает автор, попутно объясняя, в чем именно они заключаются. По его собственному признанию, получившаяся книга — это попытка "хакнуть" замкнутый внутренний мир корпорации и декодировать тамошние секретные системы, которых у компании бесчисленное множество.
Да, секретность — это главный закон, действующий на закрытой территории, принадлежащей iКорпорации, а иногда и за ее пределами. Отвечая однажды на просьбу одного из аналитиков Уолл-стрит прокомментировать процесс планирования в компании, ее нынешний президент Тим Кук сказал: "Это часть магии Apple. А я не позволю никому узнать, в чем заключается наша магия, так как не желаю, чтобы ее кто-то скопировал".
Надо сказать, что пресловутая секретность таится кроме всего прочего в запрете сотрудникам обсуждать со своими же коллегами какой-либо новый проект, к осуществлению которого они причастны. То же касается и внутренних перемещений — значок-пропуск каждого из сотрудников может открыть только определенные помещения, в которые тот имеет право попасть. Нередка ситуация, когда сотрудник может зайти в комнату, которая закрыта для его непосредственного руководителя. Причем этот режим секретности начинает работать еще до того, как новичок приступает к своим обязанностям.
После прохождения ряда изнурительных собеседований, даже когда специалист принят на работу, он некоторое время остается в неведении относительно своих будущих обязанностей. Когда, придя в компанию, он начинает расспрашивать, кто чем занимается, примерно половина его коллег не может ответить на этот вопрос ввиду секретности своего проекта.
Возвращаясь к таинственности компании, заметим, что одна из ее причин заключается в нежелании Apple сбивать спрос на свои продукты. Ведь если потребители будут точно знать, что корпорация выпустит на этот раз, они могут воздержаться от покупки, опасаясь, что продукт следующего поколения превзойдет предложенный сейчас.
Ведь, по мнению маркетологов и руководителей компании, преждевременное сообщение об особенностях новой продукции дает конкурентам время на реагирование и завышает ожидания клиентов.
В большинстве случаев Apple полагается на самоконтроль сотрудников. Однако, по слухам, курсирующим в коллективе, корпорация Джобса продолжает следить за работниками, даже когда те идут выпить пива в ресторан, расположенный через дорогу от офиса. Дескать, там то и дело снуют агенты компании, а некоторые сотрудники, которые, сидя за барной стойкой, не сумели удержать язык за зубами, уже были уволены. Разумеется, сложно судить, является ли эта "страшилка" правдой. Но тот факт, что она существует, весьма красноречив.
И еще одно. Названия разделов книги в большинстве случаев говорят сами за себя: "Переосмысливай лидерство", "Оборачивайся таинственностью", "Контролируй собственный образ", "Сосредотачивайся одержимо". Складывается впечатление, что именно так и характеризуется атмосфера, в которой живут сотрудники корпорации Apple. Вероятно, глаголы в повелительном наклонении — то, что им приходится слышать регулярно. Даже после того, как место категоричного и одержимого "пророка" Стива Джобса занял Тим Кук. А кто сказал, что магия — это нечто доброе и дружелюбное??
|