Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов
Автор: Нана Альгарад
Источник: Searchengines.ru
Если б нужно было охарактеризовать эту книгу одним словом, я бы сказала «жесть». Недаром в оригинале она называется The Hard Thing about Hard Things. Building a Business When There Are No Easy Answers.
Книга "Легко не будет" — настоящая бизнес-драма, со взлетами и затяжными пике, с неожиданными поворотами и хеппи-эндом. Что важно, драма документальная: автор байопика и его герой — один человек. Очень непростой человек...
Бен Хоровиц сейчас — один из самых уважаемых предпринимателей Силиконовой долины, венчурный капиталист, соучредитель и генеральный партнер компании A16Z (Andreessen Horowitz), которая инвестирует в создание технологических компаний. На его счету инвестиции в Airbnb, GitHub, Facebook, Pinterest и Twitter. Но «любим мы его не за это». Его карьере инвестора предшествовала работа программистом (Silicon Grafics, NetLabs, Lotus, Netscape), создание Loudcloud, которая потом превратилась в Opsware и в 2007 году была приобретена компанией Hewlett-Packard за $1,6 млрд. Блог, в котором Хоровиц рассказывает о своем опыте, читает почти 10 миллионов человек.
Книгу условно можно разделить на две части: собственно мемуары и советы. Хотя в некоторых случаях Хоровиц рассказывает о своей практике, породившей эти рекомендации. Советы адресованы, в основном, основателям, работающим владельцам и гендиректорам и описывают преимущественно варианты решений в различных сложных ситуациях и подходы к найму сотрудников. По ним четко чувствуется мышление программиста и математика: если вы поступите таким-то образом при таких условиях, то получите такой-то результат.
Изрядная часть книги посвящена найму СЕО. Кто должен руководить компанией, СЕО-основатель или СЕО-профессионал? Чем отличаются «СЕО для войны» и «СЕО для мира»? Как подобрать эффективного СЕО в условиях быстрого роста компании и когда это нужно делать? Что и насколько глубоко должен знать руководитель, чтобы быть эффективным? Эти и множество других «высокопоставленных» вопросов Хоровиц рассматривает, привязывая к своей практике и рассказам своих коллег — основателей и руководителей компаний. И повторяет, как мантру: СЕО должен знать, что нужно делать, и уметь заставить всех делать то, что необходимо. Он уверен: не существует «блестящих» СЕО вообще, есть отличные руководители для конкретной компании в конкретных обстоятельствах.
Хоровиц рассказывает и о проблемах, подстерегающих лично каждого, ступившего на путь СЕО — от одиночества и алкоголизма до чувства вины и эмоционального выгорания. Естественно, он делится своим опытом и советами, как этого избежать или преодолеть. Причем некоторые рассказы Хоровица «вызывают желание принять душ» (цитата из рецензии на Amazon).
В процессе построения и развития компании он призывает: «позаботьтесь о людях, продукте и прибыли — именно в таком порядке». Здесь подход простой: люди должны быть командой, должны любить свою работу и твою компанию, им должно быть комфортно и интересно. Без этого не будет ни отличного продукта, ни — причем довольно быстро — самой компании, не говоря уже о прибыли. Если же условия по работе с людьми выполнены, с ними можно договориться: так, в кризисное время сотрудники Хоровица полгода работали почти круглосуточно и без выходных… Результатом стал отличный продукт, хорошая прибыль и выход компании из кризиса.
Это все просто на словах. В книге Бен Хоровиц рассказывает о действиях, необходимых, чтобы этого добиться. Как свести к минимуму интриги в компании? Как разрешать конфликты между топами, топ-менеджерами и их подчиненными? Чем чреват для руководителя найм опытного профессионала? Как избежать ситуации, когда умные люди оказываются плохими сотрудниками, и можно ли это вообще сделать. Наконец, как себя вести в ситуациях, спорных с этической точки зрения, к примеру, - переманить лучшего специалиста из компании друга или определить, с кем и когда можно быть искренним, а когда правда противопоказана…
Хоровиц, проводя читателя от самого начала — зарождения идеи, поиска средств, развития стартапа - до его продажи описывает сам процесс решения, «отдавать ли свое детище в чужие руки» и предлагает критерии, чтобы определиться.
Почти вся книга посвящена работе именно IT-компаний, но последнюю главу Хоровиц посвящает созданию своего инвестиционного фонда. Это любопытно: на старте ни он сам, ни его соучредитель толком не представляли, как это работает. А когда разобрались, решили пойти от противного — нарушить все неписанные правила: «первое правило предпринимательства: нет никаких правил».
«На надгробии моего дедушки выбито его любимое высказывание Маркса: «Жизнь есть борьба», - пишет Хоровиц. - Я считаю, что из него следует самый важный урок предпринимательства: прими неизбежность борьбы».
Я думаю, для всех, кто когда-нибудь работал в стартапах с нуля до продажи-банкротства-поглощения-расширения, т.е. до финала компании как собственно стартапа, эта книга станет захватывающим чтением. А для CEO — основателей, профессионалов или тех, кто метит на эту красивую должность, окажется полезной и очень поучительной.
|