«Учитесь целовать лягушек!» — три книги, собранные под одной обложкой
Автор: Валерий Казарин
Источник: WKazarin.ru
Книга Джонстона (Джека) Бича (Jack Beach) оказалась самой спорной из тех, что я читал в последние годы. Я не готов ее кому-либо рекомендовать даже несмотря на то, что я выудил из нее достаточно много интересных идей и мыслей. При этом я считаю, что эти мысли стоят того, чтобы с ними познакомиться.
И вот в чем дело.
По сути, «Учитесь целовать лягушек!» (Leadership in My Rearview Mirror: Reflections from Vietnam, West Point, and IBM) — это не одна книга. Это три книги, собранные под одной обложкой, имеющие одного автора и одну, вроде бы, общую идею, но совершенно разные по стилю изложения, сути и полезности. Каждая из них по-отдельности не тянет на целую книгу, а вместе — вроде бы вполне достаточный для книги объем.
Первая книга из трилогии под одной обложкой — мемуары. Не длинные. Не скучные. Связанные с идеями лидерства, но имеющие к ним достаточно косвенное отношение (мнение мое личное, с ним можно и не соглашаться). Читая эту часть, вы получаете удовольствие от книги, как от бизнес-романа: есть одна центральная бизнес-идея, которая вместо обычной в таких случаях морали служит канвой для сюжета. Будь вся книга такой — ее можно было бы читать просто ради удовольствия.
Вторая книга больше похожа на сборник статей-историй, раскрывающих принципы коучинга, которых придерживается Джек Бич, и которым, судя по всему, следуют многие лидеры компании IBM. Интересно, но достаточно специфично, хотя вроде бы речь не касается каких-то конкретных бизнес-проблем, и изложенные идеи можно перенести на любой бизнес.
Последний кусок книги, эпилог, является просто взрывом ценного содержания. Эта часть книги уже гораздо больше похожа на системное изложение подхода к лидерству самого Джека Бича и вместе с приложениями она позволяет оценить всю стройность и логичность этого подхода. Я выписывал из него по три идеи со страницы — что бывает крайне редко.
«Великая организация — это мечта, живущая в умах ее членов. Это общие ценности, нормы, ожидания и цели. Эти нематериальные вещи и есть то, что превращает толпу людей в команду, общину или общество»
В итоге получилась книга, которая имеет очень странный вкус и неопределенное послевкусие: по ходу прочтения вы подстраиваетесь под стиль автора, а он берет и меняет его, совершенно сбивая с толку: не понятно, чего ожидать от следующей страницы — забавной истории или методики применения нового и весьма полезного «инструмента» лидерства…
Примерно те же впечатления, которые вы испытали бы, если бы купили шпионский роман, чтобы почитать в поезде, а он сразу после кульминационной сцены превратился бы в учебник по физике твердого тела.
Поэтому я не могу ее рекомендовать как единое целое никому. Стоит читать частями. Хотите бизнес-роман — читайте часть первую. Хотите получить несколько идей для коучинговой сессии — читайте вторую и третью части. Хотите подумать над философией лидерства — читайте только эпилог. И если вы будете читать всю книгу, постарайтесь сделать это «в три присеста», чтобы не испортить впечатление от ее полезного содержания не самой, на мой взгляд, хорошей формой изложения.
|