5 перспективных направлений для запуска бизнеса в 2020 году
Источник: "СКБ Контур"
Компании вынуждены быть экологичными и этичными. Теперь клиенты предпочитают покупать продукты у брендов, которые пытаются изменить мир к лучшему — за счет новых технологичных продуктов или производств замкнутого цикла. Лучше понять предпочтения клиентов помогают алгоритмы, на них строит свои прогнозы искусственный интеллект. И это сильно меняет ритейл.
Мобильная терапия
По наблюдениям Всемирной организации здравоохранения, продолжительность жизни во всем мире увеличивается: с 2000 по 2016 год этот показатель вырос на 5,5 лет, что является самым быстрым ростом начиная с 1960-х годов. В европейском регионе усредненная продолжительность жизни составила 77,5 лет. Население стареет, растет потребность в различных медицинских услугах, особенно в удаленных от городов населенных пунктах без развитой инфраструктуры.
Телемедицина удерживает позиции: жители небогатых районов и деревень нуждаются в медицинской помощи, но не всегда могут ее получить — больниц там меньше, многие теряют финансирование или закрываются. Онлайн-доктора могут созваниваться с пациентами, ставить диагнозы и выписывать рецепты. Стоимость такого обслуживания ниже, потому что сами затраты ниже.
Онлайн-сервис, связывающий пациентов с терапевтами, помогает сократить расходы на медицинские услуги и обеспечивает доступ к терапии пациентам из удаленных городов или переехавшим в другую страну. Это касается и психотерапии — люди чаще переезжают и чаще связываются со специалистами онлайн.
Онлайн-платформы для психотерапии BetterHelp и TalkSpace уже используют от 700 000 до 1 млн пользователей. По данным Pitchbook, инвестиции в стартапы, связанные с психическим здоровьем, выросли с 100 млн долл. в 2014 году до 500 млн долл. в 2018 году.
В мае 2019 г. платформа Talkspace привлекла 50 млн долл., общая сумма инвестиций в компанию составила 110 млн долл., начиная с 2012 года. Молодые пользователи предпочитают видеозвонкам анонимную переписку, которая позволяет нейтрализовать стресс и осуждение, связанные со стигматизацией психотерапии.
Сервисы также позволяют советоваться с терапевтом в режиме реального времени без необходимости записываться на прием заранее. Анонимность привлекает пользователей, которые не пользуются обычной терапией и не готовы встречаться с терапевтом лицом к лицу. Такие сервисы стоят намного дешевле, чем традиционная терапия: месячная подписка на BetterHelp стоит 200 долл. – это примерная стоимость одного сеанса офлайн-терапии.
Растительный белок и мясо из лаборатории
Компания Beyond Meat, которая производит растительные белки, добилась роста стоимости акций в три раза с момента IPO.
Компания Impossible Foods из Лас-Вегаса недавно смогла разработать свинину на основе растительного белка и планирует продавать сосиски на ее основе — Impossible Sausage — в ресторанах Burger King по всей стране. Похожий продукт в 2018 году запустили в Beyond Meat.
Основатели Impossible Foods надеются, что они смогут продавать свою продукцию в Китай, который является главным потребителем свинины в мире, и клиентам, которые исповедуют иудаизм и ислам. Impossible Food делают мясо на основе гемовой молекулы растений, которая содержит железо и напоминает кровь.
В 2019 году Nuggs получили 7 млн долл. инвестициями на производство растительного белка от компании McCain Foods. После небольшой паузы в 2019 году к производству растительной курицы вернулся Beyond Meat — в прошлом году пробную партию Beyond Fried Chicken раскупили за пять часов.
Nestle собирается добавить мясной фарш на основе растительного белка Awesome Grounds в свои пиццу и лазанью.
Большинство продуктов в индустрии делаются на основе горохового белка, включая растительное мясо Beyond Meat и растительный бургер от Nestle. Гороховый белок обладает высокой питательной ценностью, горох легко выращивать и перерабатывать. По данным Grand View Research, рынок горохового белка будет расти на 17,4% в год, а его оценка к 2025 году составит 313,5 млн долл.
Другие популярные альтернативы мясному белку — продукты на основе грибов, нута и орехов. Siggi придумали веганский исландский йогурт на основе орехов макадамия, Just — яичную смесь для завтрака на основе бобов мунг.
Sustainable Bioproducts разрабатывают продукты на основе вулканических грибов с высоким содержанием белка. А Prime Roots планируют начать продавать мясо и водоросли из японских грибов коджи.
Экологичность и zero waste («ноль отходов»)
В США на упаковки от еды, напитков, косметики и лекарств приходится 40% отходов — в 2017 году они составили 80,1 млн тонн. Ситуация усугубляется с развитием приложений для заказа еды — например, Uber Eats обеспечивает рост рынка онлайн-заказов еды — ожидается, что в США он вырастет с 22 млрд долл. в 2019 году до 28 млрд долл. в 2023 году. Grubhub заработал 5,1 млрд долл. и вырос на 34% с 2017 года, Uber Eats вырос на 149% до 1,5 млрд долл.
Только 9% пластиковых отходов перерабатывается, еще 12% сжигается, остальные отходы попадают на свалку. Популярность идей zero waste стимулирует появление компаний, которые продают многоразовые столовые приборы, трубочки для коктейлей, контейнеры для обедов и термокружки.
Альтернативный подход — партнерство с ресторанами и сдача в аренду многоразовых контейнеров. Так, например, делает американский проект Go Box — клиенты оформляют ежемесячную подписку, получают в каждом из ресторанов-партнеров многоразовый контейнер и после возвращают его в оговоренное место. Там контейнер забирают, моют и вновь отвозят в ресторан.
Рестораны платят небольшую сумму за каждый контейнер. Сейчас у проекта 3 500 подписчиков — с 2011 года они помогли клиентам отказаться от использования 225 000 одноразовых контейнеров.
Ozzi предлагают клиентам контейнеры, кружки и тарелки для супа. Клиент использует токен, чтобы получить контейнер, и получает токен, когда возвращает контейнер в специальный автомат. После этого контейнеры отвозят в ресторан, моют и сушат. В будущем компания хочет перейти на систему замкнутого цикла и перерабатывать все старые контейнеры в новые. С 2014 года Ozzi помог клиентам не использовать 5 млн одноразовых контейнеров.
Vessel предлагает многоразовые кружки. Сам сервис бесплатный для покупателей, но если клиент забудет вернуть кружку, он должен будет заплатить штраф, как если бы он забыл вернуть книгу в библиотеку. Каждый раз, когда клиент использует многоразовую кружку, мобильное приложение показывает ему дельфина, который выпрыгивает из радуги, там же указано, сколько воды он помог сохранить и сколько мусора не стал производить.
Стартап из Германии Leaf Republic привлек 70 000 долл. на производство тарелок из листьев, которые разлагаются за 28 дней.
Покупатели, особенно миллениалы и поколение Z, ценят бренды с четкой этической позицией, которые используют локальные продукты, минимум упаковки из перерабатываемых материалов и поддерживают другие экологичные компании, утверждают эксперты Gallup.
Например, компания Node создает небольшие экологичные коттеджи, которые можно самостоятельно разобрать и перевезти, а Rothy делает женскую обувь из переработанных пластиковых бутылок — компания привлекла внимание благодаря социальным сетям и получила 35 млн долл. инвестиций от Goldman Sachs.
Искусственный интеллект
Использование искусственного интеллекта и алгоритмов влияет на восприятие пользователями мобильных сервисов. Spotify использует искусственный интеллект, чтобы создавать индивидуальные подборки музыки для каждого пользователя, максимально точно учитывая его интересы, настроение и ситуацию. По этому же принципу Netflix определяет, какой жанр скорее всего понравится именно вам.
Чат-боты и виртуальные помощники тоже используют искусственный интеллект и помогают покупателям и компаниям взаимодействовать друг с другом.
LinkedIn включил специалистов по искусственному интеллекту в список самых востребованных профессий 2020 года — эта отрасль показала годовой рост в 74%.
Искусственный интеллект поможет автоматизировать бизнес-процессы, связанные с заполнением форм, созданием отчетов, графиков и инструкций.
Amazon, Alibaba и Google постоянно корректируют портрет пользователя на основе его взаимодействий через мобильные приложения и сайты и кастомизируют рекламные объявления и продукты для конкретного пользователя. Доставка пиццы точно знает, когда пользователь скорее всего захочет ее заказать, а магазин косметики присылает уведомление о закончившихся косметических продуктах.
По прогнозам IDC, к 2025 году 75% компаний будут инвестировать в обучение сотрудников, которым нужно адаптироваться к использованию искусственного интеллекта на рабочем месте.
Пока искусственный интеллект только учится писать музыку и стихи, он уже оказывает значительное влияние на индустрию развлечений — именно искусственный интеллект смог омолодить Роберта Де Ниро в «Ирландце» и Сэмюэля Л. Джексона в «Капитане Марвел». Искусственный интеллект помогает создавать мощных противников в компьютерных играх и быстро адаптировать уровень сложности и управление игрой.
Потенциал искусственного интеллекта в бизнесе весьма велик. Например, компании-перевозчики благодаря ему рассчитывают наиболее безопасный и быстрый маршрут для грузовиков, чтобы убедиться в своевременной доставке посылки. Ожидается, что к 2025 году, по данным Allied Market Research, искусственный интеллект поможет транспортной отрасли сэкономить 173 млн долл.
Кроме того, в большем количестве отраслей, включая логистику, здравоохранение и фастфуд, будет использоваться распознавание лиц.
Изобретательный ритейл
В следующие четыре года, по данным Statista, мировой рынок e-commerce вырастет в четыре раза и достигнет 5 трлн долл. Так, компания Fashion Nova недавно сделала упор на социальные сети и продажи через сайт, сильно ограничила количество офлайн-магазинов и запустила склад, который может отгружать заказы быстрее.
Онлайн теперь можно продавать что угодно, и e-commerce становится хорошей возможностью для бизнеса получить дополнительный доход без затрат на аренду. К примеру, рестораны могут продавать соусы, готовые продукты, вина или кулинарные книги онлайн. Салоны — косметические средства, фитнес-клубы — спортивное питание и одежду. Это могут быть продукты собственного производства или товары, которые подходят бизнесу по идеологии.
Новый мультибрендовый магазин Nordstrom в Нью-Йорке комбинирует элементы креативных и развлекательных пространств — там можно послушать музыку, купить еду и сделать много красивых фотографий. Дизайн специально разрабатывался с учетом того, чтобы покупатели могли делать съемку для Instagram. Там же можно записаться в спа или подобрать оттенок помады с помощью дополненной реальности. Отдел обуви объединен с баром — покупатели заказывают напиток, пока выбирают товары. Рядом можно сдать в ремонт сумки и обувь.
По прогнозам компании Cushman & Wakefield, в 2020 году только в США может быть закрыто 12 000 офлайн-магазинов. Для сравнения, в 2019 году были закрыты 9 300 офлайн-магазинов, а в 2017-м — 8 000.
Торговые пространства продолжат экспериментировать с форматами: наиболее популярные — поп-ап магазины и маркетплейсы, которые открываются на определенное время и после этого закрываются. Крупные ритейлеры, такие как Walmart, запускают продажи онлайн и стимулируют Amazon и других онлайн-игроков запускать офлайн-магазины.
Набирает популярность перепродажа вещей. В 2019 году компания The RealReal стала первым брендом, который перепродает вещи, вышедшим на IPO. Магазин thredUp объединился с Macy’s и JCPenney, чтобы продавать подержанные товары в выбранных магазинах.
По мнению директора платформы Contentsquare Джонатана Черки (Jonathan Cherkie), потребители предпочитают комбинированный опыт: они просматривают товары на мобильных устройствах, делают окончательный выбор на экране ноутбука, примеряют одежду в офлайн-магазине и возвращаются на сайт, чтобы купить товар со скидкой.
|