Экономический кризис и кадровые агентства: кто кого?
Автор: Сергей Беляев, кадровая компания "Навигатор"
Как повлиял финансовый кризис на кадровые агентства Украины? С какими проблемами рекрутинговые компании столкнулись в первую очередь? Что ждет кадровые компании в ближайшие месяцы? Проанализировав массу источников и пообщавшись с коллегами, я сформулировал 7 основных изменений на рынке кадровых (рекрутинговых) агентств в Украине, наступивших с ноября 2008 по январь 2009 года.
1. Сокращение портфеля заказов
Экономическая ситуация привела к тому, что спрос на услуги кадровых агентств в ноябре-декабре 2008 г. упал на 70-80%. Первыми пострадали специализированные агентства, работающие для какой-либо узкой сферы или отрасли, например, банковско-финансовой сферы и строительства.
Прежде всего, проблемы возникли у тех компаний, которые не занимались активным привлечением заказов. Остро ощущают на себе кризис кадровые агентства, ассортимент услуг которых ограничен только подбором персонала.
Некоторые агентства разорились и исчезли с рынка. Если в октябре 2008 г. в Киеве насчитывалось 156 кадровых агентств (по данным каталога www.recruiting.net.ua), то сейчас многие телефоны не отвечают, а сайты давно не обновляются...
Оставшиеся агентства активно перестраиваются и урезают бюджет.
2. Уменьшение гонораров агентств
Снизились цены на услуги по подбору персонала. Еще несколько месяцев назад многие агентства отказывались от малобюджетных вакансий, то сегодня принимают в работу любые заказы. Вознаграждение агентства уменьшилось в среднем до одного месячного дохода подбираемого работника.
Зная положение кадровых агентств и стремясь снизить затраты, многие компании сами стали настаивать на снижении стоимости услуг. Конкуренция среди кадровых агентств такова, что провоцирует некоторых на явный демпинг. С одной стороны, снижение цен — в интересах клиента, с другой стороны, оказание услуги по себестоимости или даже в убыток, — однозначно влияет на качество услуги.
Поэтому надо понимать, что выгода от приобретения услуги по неоправданно низким ценам может быть иллюзорна. Демпингующие агентства зачастую не имеют в своем штате профессиональных консультантов, не владеют современными технологиями рекрутмента, не обладают необходимыми ресурсами для поиска. Такие агентства долго не живут, что повышает риски клиентов.
3. Сокращение расходов
Кадровые агентства оптимизируют свою работу под условия рынка: сокращают расходы, многие — персонал. Многие агентства переехали в более скромные офисы. Большинство пересмотрели схему оплаты своих рекрутеров, сократив (или убрав вовсе) фиксированную часть и увеличив комиссионные.
Немало фактов, когда штат средних агентств с 10-15 сотрудников сократился до одного-двух человек.
4. Появление платных услуг для соискателей
Со стороны соискателей возрастает спрос на консультационные услуги по трудоустройству. Спрос рождает предложение. По моим данным, до 40% кадровых компаний предлагают те или иные платные услуги для соискателей под разными названиями: консультации по карьере, «студии карьеры», «карьерный коучинг», персональный поиск работы, индивидуальный подбор вакансий, рассылка резюме по фирмам и кадровым агентствам или просто услуги по трудоустройству. Стоимость услуг варьируется от 30-50 грн. за составление резюме до 50% от будущей первой зарплаты в случае успеха.
Некоторые компании разработали специальные семинары для тех, кто ищет работу: «Эффективный поиск работы», «Школа для соискателей» и даже «Охота на работодателя»…
К нам, например (в агентство «Навигатор»), все чаще стали обращаться топ-менеджеры, за которыми еще вчера мы сами «охотились», и просят помочь им в трудоустройстве. Поэтому сейчас активным спросом пользуется услуга «Jobhunting», своеобразный такой «хедхантинг наоборот». Некоторые, конечно скажут: была бы работа, а уж с технологией ее поиска мы справимся сами. И все же, часто с помощью профессионалов шансы на успех значительно увеличиваются.
5. Диверсификация предложений для работодателей
Изменение ситуации заставляет агентства быть более гибкими и изобретательными и в отношении клиентов-работодателей.
Неконсервативные агентства быстро внедрили методы выживания: активизировали работу по привлечению заказов, снизили цены, оптимизировали схему оплаты услуг, расширили спектр услуг для компаний.
Вот список наиболее популярных новых услуг от кадровых агентств:
- Скрининг — поиск по базам данных и отбор кандидатов по резюме по упрощенной схеме. Как правило, за невысокую и фиксированную цену 1000-2500 грн..
- Аутплейсмент, т.е. помощь в трудоустройстве увольняемых сотрудников. Тот же комплекс услуг по трудоустройству для соискателей (что в п.4.), только оплачиваемый работодателем
- Исследования заработных плат под заказ. Для компаний, которые оптимизируют затраты на оплату труда и не хотят переплачивать сотрудникам. Особенно актуально в период резких изменений на рынке труда и компенсаций.
- Аутстаффинг: выведение персонала за штат. Кадровая компания берет на себя все заботы по кадровому администрированию сотрудников клиента.
- Оценка персонала: помогает выявить самых эффективных сотрудников, тех, кого следует оставить в компании. И наоборот. Помогает уволить «чужими руками», т.е. на основании результатов процедуры оценки.
- Экспресс-рекрутинг. Это когда специалист нужен был «уже вчера» или, по крайней мере, — завтра.
6. Изменение ситуации на рынке труда
«Рынок кандидатов» за 2 месяца стал «рынком компаний». Количество открытых вакансий уменьшилось в 3-5 раз, поток резюме увеличился в 2-3 раза. В среднее киевское агентство приходит по электронной почте до 200-400 резюме в день!
Снизились зарплатные ожидания соискателей. Особенно это касается тех, кто безрезультатно ищет работу 2-3-й месяц…Теперь снова работодатель диктует свои условия.
Сами кандидаты начинают понимать их истинную стоимость на рынке труда. Ситуация «войны за персонал» последних полутора лет сильно избаловала соискателей, претензии, как профессиональные, так и финансовые, зачастую были необоснованными.
Дефицит многих специалистов исчез. Однако тех редких специалистов, которых ранее можно было только «переманить», теперь значительно труднее снять с места. Большинство из таких возможных кандидатов предпочитает в сложившейся неопределенной ситуации не менять работу.
Кроме того, многие работодатели, стремясь к экономии, пытаются, уволив двух-трех сотрудников, взять вместо них одного, но такого, который сможет работать за троих.
В нынешней ситуации для работодателей есть и свои плюсы. Коррекция зарплатных ожиданий «освободившихся» кандидатов позволит привлечь более квалифицированных и сильных специалистов, которых раньше компании не могли себе «позволить».
7. В провинции дела хуже
Региональные агентства пострадали больше столичных. В Киеве «пирог» заказов хоть и уменьшился, но он все-таки остался. И самым расторопным компаниям удается откусить от этого уже пирожка. А в некоторых городах с населением менее 500 тыс. объем заказов у агентств в декабре-январе вообще упал почти до нуля. Некоторое движение началось только в феврале…
Вместо заключения
С удовлетворением следует отметить, что за последние 2 недели падение остановилось, и рынок в определенном смысле стабилизировался. Новые вакансии начинают открываться у большинства наших клиентов.
Кризис-кризисом, а жизнь продолжается, и у компаний по-прежнему появилась потребность в услугах кадровых агентств. Более того, теперь для этого появились и новые причины.
Первое. Когда компании урезают свои бюджеты, сокращают службы персонала, а на фирме возникает необходимость кого-то заменить, этим заняться может быть уже просто некому. Приходится обращаться за помощью в агентство по подбору персонала.
Количество присылаемых резюме существенно возросло, и сокращенные HR-отделы уже не могут справиться с "массой" соискателей. Качество входящих резюме не улучшилось, т.к. на рынке в первую очередь оказываются не самые сильные кандидаты. Менеджер по персоналу перегружен и просто физически не успевает просмотреть всех кандидатов и выбрать лучших…
Вот еще причина, почему на стадии отбора стоит пользоваться услугами хорошего агентства.
|